Анализ философских стихотворений Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин, оставив богатое поэтическое наследие, часто обращался к философским вопросам. При анализе его философской лирики, объединенной размышлениями о вечных темах — жизни и смерти, природе творчества и свободы — можно выделить общие способы познания себя, к примеру, самоанализ. Рассмотрим стихотворения «Элегия», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», и «Воспоминание», что позволит увидеть общие черты, определяющие философский взгляд Пушкина.

В стихотворении «Элегия» лирический герой осознаёт скоротечность жизни, вспоминая «угасшее веселье», которое когда-то наполняло его дни, и ощущая «печаль минувших дней». Однако он находит силы принять перемены и стремиться жить дальше: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Лирический герой здесь соотносится с автором: произведение создано в переломный период жизни Пушкина – разлука с невестой, перенос свадьбы. В этом случае личные переживания Пушкина находят отражение в философских размышлениях лирического героя, помогая выразить идею о принятии жизненных циклов.

В произведении «Памятник» лирический герой – сам поэт, служащий добру и справедливости. Анализируя свою деятельность, Александр Пушкин подводит итог жизни, утверждая бессмертие своего творчества: 

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный, // К нему не зарастет народная тропа». 

Гордость за достижения преобразуется в осознание высокой миссии поэта, где личные амбиции растворяются в понимании ценности своего творчества для народа. Ощущение бессмертия становится не просто личным достижением, а признанием служения высшим идеалам. Таким образом, в «Памятнике» Пушкин не только констатирует факт признания его таланта, но и обозначает нравственный ориентир для будущих поколений поэтов.

В стихотворении «Воспоминание» лирический герой отражает душевное состояние автора, испытывая муки совести и раскаяние за ошибки прошлого: 

«И с отвращением читая жизнь мою, // Я трепещу и проклинаю». 

Безусловно, Пушкин, как и любой человек, совершал ошибки. Однако, создавая лирического героя, поэт не просто обнажает несовершенства, а подчеркивает необходимость принять прошлое, извлечь уроки и избежать повторения ошибок в будущем: 

«И горько жалуюсь, и горько слезы лью, // Но строк печальных не смываю». 

Тем самым, страдание и раскаяние лирического героя становятся отправной точкой для духовного роста и нравственного очищения, обогащая и углубляя смысл стихотворения.

Александр Пушкин использует самоанализ как основной инструмент для постижения философских истин. Во всех трех стихотворениях лирический герой обращается к своему внутреннему миру, анализирует свои чувства, мысли и поступки. В «Воспоминании» это приводит к мучительному самобичеванию, в «Элегии» – к грусти и размышлениям о быстротечности времени, а в «Памятнике» – к подведению итогов и осознанию своей миссии.

Автор: Полина Васильева

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *