Сочинение: Образ героя нашего времени (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

(430 слов) Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» посвящен раскрытию образа Григория Печорина — того, кто, по мнению автора, вобрал в себя основные черты целого поколения дворян. Писатель проанализировал не только его характер, но и причины, почему он сформировался именно таким — волевым, но бесцельным, чувствительным, но циничным, способным, но праздным?

В романе исследуются понятия Печорина о любви, дружбе, взаимодействии с обществом ─ то, что всегда считалось главным для моральной оценки человека. И всегда характер героя препятствует настоящим дружбе и любви.

Причина тому ─ не недостатки самого Печорина, а его окружение, в котором правят бал ложь, лицемерие и нет места настоящим, искренним чувствам.

Автор не осуждает своего героя, а лишь анализирует его поступки. Печорин судит и казнит себя сам, понимая, что не в силах выйти из порочного круга, в котором находится. Герой признаётся читателю, что говорил правду, но ему не верили, и он стал обманывать. Он хотел любить, но чувства обесценились в обществе, где каждый ловит лишь мгновение удовольствия. Безнравственность, эгоизм и праздность дворянства, которое не было обременено работой и целью в жизни, стали прочными основами, на которых зиждился характер Печорина. Он вырос с такими понятиями о жизни и других не знал, поэтому мы не можем судить его, опираясь на собственное воспитание. Он — продукт своей эпохи и ее жертва. Кто знает, как мы проявили бы себя на его месте?

Григорий Печорин настолько умен и справедлив, что видит и осуждает свои недостатки. Он оценивает себя трезво и далек от мелочного эгоизма. Однако у него нет воли и желания меняться. Герой не видит цели своей стране, в своем сословии, на своем месте. Поэтому многие литературоведы называют его «лишним человеком»: он не может встроиться в социальную реальность вокруг себя и обрести предназначение. Все поприща кажутся ему мелкими и ничтожными, любовь и дружба опостылели ему, глубокой веры у него нет. Остается одно — самоубийство. Григорий подсознательно ищет смерти везде: в авантюре с контрабандистами в Тамани, в дуэли на скале — без шансов выжить, в краже княжны, в поединке с судьбой в главе «Фаталист». Он и сам осознает собственную неприкаянность, поэтому так боится потерять Веру — единственный источник чистого и светлого чувства, для которого он и она потеряны из-за реалий того же «нашего времени». Григорий бежит от Веры, пытаясь спасти ее от себя, а потом бежит за ней в попытках самому обрести спасение.

Образ Печорина сложен и многогранен: нельзя однозначно назвать его эгоистом и злодеем, он, скорее, эмоциональный калека, которому не дано любить женщину, свое дело, родину, семью и все то, что свято для нас, что двигает нас вперед. Он вызывает больше жалости, чем негодования, потому что в его беде виновато само время, сама эпоха, когда лицемерие, предрассудки и двойные стандарты стали основами жизни.

Автор: Артем Аввакумов

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *