Итоговое сочинение: В чем заключается свобода совести?

(456 слов) Свобода совести — это естественное право на самостоятельное формирование убеждений и ценностей. Оно закреплено в Конституции, но, к сожалению, не всегда реализуется на практике. Так, люди с атеистической позицией не могут заявлять о ней во всеуслышание, потому что рискуют «оскорбить чувства верующих» и попасть под уголовное преследование. Давление доминирующей идеологии ощущается и в других странах: нельзя критиковать подбор актеров на роли, исторически им не соответствующие, потому что вас обвинят в шовинизме и нетерпимости. Защита всевозможных чувств уже переросла в настоящую тиранию. И это подтверждают многочисленные примеры.

Например, эту проблему затронул Л.Н. Толстой в романе «Анна Каренина». Когда русских солдат сгоняли на войну в Сербию, церковная и светская пропаганда стали активно поддерживать это движение и угнетать недовольных. Поэтому высказать критику в адрес бессмысленной военной кампании было равносильно предательству интересов Родины. Как только Левин и его тесть за столом осудили позицию России, Кознышев обвинил их в равнодушии к «братьям-славянам» и отсутствии патриотизма. Но князь Щербацкий наглядно показал, что простые люди без настойчивой проповеди священников и не знали бы о том, что есть Сербия на свете. Опрос крестьянина доказал, что он даже не знает, на что опускает грош в церковную кружку. Он не желает помогать сербам, потому что даже знает, что это за страна такая. Вот это и есть реальная позиция «братского народа». А всеобщее увлечение войной — это результат работы интеллигенции и духовенства, представители которых не шли на передовую, но кричали об оружии громче всех. При такой агрессивной информационной политике, освященной участием церкви, люди не могли высказать свои взгляды на происходящее, не боясь травли и гонений. Но Левин и Щербацкий сохранили свободу совести даже в таких условиях. Они придерживались своей точки зрения, несмотря ни на что. Это и есть свобода.

Более абстрактный пример описал М.Е. Салтыков-Щедрин в произведении «Карась-идеалист». Главный герой верил, что на свете можно обойтись одной правдой. В отличие от циничного ерша, карась громко заявлял о своей позиции и проповедовал веру в добро, совесть, свободу. Он считал, что главенство темных сил и культ насилия — это пережиток прошлого, а «история — это повесть освобождения». Его слова нравились многим рыбам, ему внимало морское царство, однако ерш все время предостерегал друга: за вольнодумство следует неминуемое наказание — таков закон. И щука действительно покарала идеалиста, выслушав его проповедь о демократии и братской любви. Герой не смог безнаказанно придерживаться своей точки зрения. Это означает, что в условиях тирании и бесправия человек не имеет свободы совести — права мыслить так, как он хочет.

Таким образом, свобода совести — это интеллектуальное, нравственное, этическое самоопределение. Человек имеет право на свою точку зрения. Высказывая свое мнение и участвуя в диспутах, он выражает свою индивидуальность и черпает мудрость в беседах с другими людьми. Открытый диалог — это одно из главных условий прогресса. Если этой возможности у нет, или она ограничена нелепыми законами, то такое государство не может претендовать не статус «демократического» или «правового».

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *