Почему тема природы в искусстве нередко связана с темой Родины?

(371 слово) Взаимосвязь тем Родины и природы в искусстве обусловлена тем, что окружающий мир человек воспринимает через образы и символы родного края. Житель средней полосы России, например, хранит в сердце память о березке и весенних первоцветах, а обитатель тундры наверняка вспомнит оленей и бескрайние северные равнины. Эту догадку подтверждают литературные примеры.

Так, М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» акцентирует внимание читателя на описаниях донских пейзажей. Используя знакомые героям образы, он выражает их чувства и мысли. Вспоминая чистое небо степи, Григорий сравнивает Наталью с месяцем, который «не холодит и не греет». Малая Родина вдохновляет персонажа осмысление эмоций и рефлексию. Даже в нейтральных описаниях природы, которые не принадлежат конкретным героям, автор переплетает наблюдения за рекой с ее значением в быте казаков. Для них Дон — не только красивая картинка с открытки, но и дом, источник жизни. Подробно Шолохов перечисляет рыбу, которая там водится, промыслы, которые связаны с рекой. Неслучайно и роковые встречи Григория и Аксиньи происходят возле Дона. Он же характеризует и формирует ментальность казачества, темп жизни людей: «Дон идёт вразвалку, мерным тихим разливом». Такая же «развалка» ощущается в довоенном существовании местных обитателей. Как мы видим, тема природы является логическим продолжением темы Родины, ведь для человека это родственные понятия.

Ту же взаимосвязь мы можем проследить в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри«. В антитезе «природа против монастыря», которая образует дополнительный конфликт, мы ощущаем и другое противоречие «дом против чужбины». Мцыри насильно разлучили с семьей, вырвали из родной среды, а потом бросили в чужом месте. Мальчик оказался там, где не должен был быть. И это отторжение не давало ему покоя всю сознательную жизнь в стенах обители — его тюрьмы. Горные тропы и лес для героя роднее и понятнее, чем мертвый камень монастыря. По духу Мцыри — настоящий горец, он жаждет свободы и самовыражения, а не послушания и контроля. За неимением своего дома герой воспринимает глухую чащу приютом, поэтому в описаниях природы доминирует мотив сокрытия, тайны. Мцыри бежит туда, где хочет найти свое место. В данном примере окружающий мир гармонирует с внутренним и заменяет человеку дом.

Таким образом, природа и Родина составляют единый смысловой и культурный пласт, в нашем восприятии они сливаются и образуют одни и те же образы. Вспоминая родной дом, мы представляем себе пейзаж, где запечатлены основные особенности нашего края. Для авторов эта взаимосвязь очевидна, поэтому они активно ее используют.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *