Почему писатели наделяют природу способностями мыслить и чувствовать?
(382 слова) Читая художественную литературу, мы можем заметить, что писатели наделяют природу способностями мыслить и чувствовать. Почему? Этот прием позволяет выразить настроение произведения, показать тонкие нюансы атмосферы. Также одушевление пейзажа — черта фольклора и атрибут фантастики. В этом контексте природа — такой же герой, как и все остальные. Рассмотрим все варианты на конкретных примерах из книг.
В поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» природа выражает основную тему книги — стремление к свободе. Быстрые извилистые реки, бурная растительность, высокие и непокорные горы — все это олицетворяет желание главного героя вырваться из своей тюрьмы и найти свой дом. Как и этот красивый пейзаж, который так контрастирует с мрачным и аскетичным монастырем, Мцыри жаждет воли, хочет выплеснуться через край. Поэтому наедине с горными тропками и высокими деревьями он чувствует себя счастливым, его жизнь обретает краски. Он сбежал «от келий душных и молитв в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Интересно, что образы навевают мотивы убежища: даже грозные скалы «прячутся». Вот и герой ищет приюта, он одинок. Мцыри, как эти горы, силен и горд, но и он нуждается в передышке, стремится опереться на крепкий тыл, который у него когда-то отняли. В темных лесах сердцу Мцыри было «легко», ведь там он обрел защиту от монастыря. В произведении М.Ю. Лермонтова природа олицетворяется с целью передачи настроения и даже смысловой палитры. По ее описаниям мы понимаем, что происходит в душе героя.
А вот в поэме «Слово о полку Игореве» природа является полноценным героем произведения, так как в этом тексте все еще сильны языческие мотивы и традиции. У наших предков стихии обожествлялись и представляли собой могущественных союзников или врагов. Вот почему Ярославна призывает солнце, ветры, реки помочь освободить князя Игоря и вернуть его домой. Она все еще верит, что пейзаж одушевлен, что тайные силы могут влиять на события сознательно. Поэтому в ее словах не только жалобы и просьбы, но и упреки: родная земля должна была постоять за своего сына, не допустить беды. На нее возлагается определенная моральная ответственность за то, что происходит с людьми. Природа-герой нужна писателям, чтобы подчеркнуть фольклорные мотивы или создать фантастические элементы.
Подведем итог нашему рассуждению: пейзаж одушевляется для того, чтобы создать атмосферу произведения, выразить настроение героев или сцены. А в народной литературе и фантастике природа становится героем, который играет сознательную роль и наделен определенными чертами характера, дабы внести свой вклад в художественный мир книги.