Итоговое сочинение: В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
(406 слов) Люди разных поколений часто не могут понять друг друга. С чем это связано? На мой взгляд, причина кроется в разнице социо-культурных фонов, на которых происходило взросление индивида. Они оказывают большое влияние на формирование мировоззрения. Это доказывают многие примеры из литературы.
Данную тему затронул А.Н. Островский в пьесе «Гроза». Кабаниха и Дикой воспитывались в суровых условиях. Закон Домостроя определил их взгляды на мир, а древние суеверия ограничили их когнитивные способности. Герои явно не покидали Калинова и не знали, как живет весь остальной мир. У них островное мышление: все, что за пределами города, их пугает и вызывает инстинктивное отторжение. Совсем другими стали их потомки. Тихон ездил по торговым делам в другие места и убедился в том, что жить можно иначе. Ему не хватило духу восстать против матери, но втайне он ее осуждал. Борис и вовсе прибыл из другого места, получил другой опыт. Он был образован и понимал, что Дикой — порочный самодур, а его успех строится лишь на монополизме в маленьком изолированном городке. Варвара общалась с Кудряшом и другими людьми, а потому понимала, как устарел моральный кодекс ее матери. Истоки непонимания между героями кроются в том, что они формировались в разных условиях. Их мировоззрения противопоставлены друг другу.
Не менее интересный пример можно найти на страницах романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Во времена молодости Павла Петровича Кирсанова было модно быть либералом и гордиться своими весьма умеренными демократическими взглядами. Аристократы все еще кичились своим происхождением, разговаривали с мужиками, закрывая нос надушенным платком, но уже уважали народ и даже демонстрировали стремление облегчить его участь. Однако социо-культурные тенденции изменились, а Павел Петрович остался на прежнем уровне. То, что он впитал в молодости, стало его устойчивыми взглядами на мир, ведь с возрастом людям все труднее меняться и учиться новому. Поэтому он не может понять и принять Базарова. Евгений причисляет себя к моде дня нынешнего — нигилизму. Теперь стало актуально подвергать сомнению авторитеты и рушить догмы прошлого. Базаров разговаривает с людьми без надушенного платка и даже причисляет себя к простонародью. Он придерживается своего ментального образца и не гармонирует с устаревшими моделями. В этом и состоит причина дисгармонии между Павлом Петровичем и Евгением Васильевичем.
Таким образом, истоки непонимания между людьми разных поколений можно обнаружить в дисгармонии опыта и мировоззрения «отцов» и «детей». Социо-культурный фон прошлого меняется на новый, поэтому мы уже не принимаем молодежь с ее сленгом и странным внешним видом или осуждаем стариков с их архаичными интересами. Но метаморфоза касается только моды и сферы абстрактных идей, в остальном мы мало чем друг от друга отличаемся.