Итоговое сочинение: Почему люди отстают от цивилизации?
(503 слова) В наше время отставание от цивилизации воспринимается как порок. Мы закатываем глаза и приходим в негодование, когда узнаем, что люди в деревне живут без интернета и даже не хотят его проводить. Конечно, у этого явления больше недостатков, чем достоинств, ведь они сознательно ограничивают свои возможности и отгораживаются от общества. Но этот выбор жизненной позиции нельзя не уважать в век терпимости и гуманизма. Порой человек не идет в ногу со временем, потому что желает сохранить свою самобытность и свое видение мира. Рассмотрим подобные примеры подробнее.
О том, почему люди отстают от цивилизации, И.А. Бунин рассказал в произведении «Антоновские яблоки». Герой приезжает в гости к тете — Анне Герасимовне. Он сам не застал крепостного права, но в полной мере почувствовал его, когда явился в дом этой пожилой дворянки. Столетняя усадьба, крестьянские домики, вековые деревья — все это веяло стариной. Крестьяне уже не были зависимы, но продолжали относиться к помещице как к барыне, которая всегда рассудит и выслушает. Они также работали в саду, она, как и прежде, руководила. Но не было в этом ничего деспотического и антинародного. Анна Герасимовна угощала крестьян на все праздники, вместе с ними ходила в церковь и не вводила никаких новшеств в их взаимоотношения. Все в ее жизни было таким, как прежде, как будто время остановилось. И ее выбор понятен. Героине было комфортнее и приятнее жить в таком ритме, по таким правилам. Ей не хотелось ломать то, что и так ее устраивало. Она никому не мешала, ей никто не мешал, и в такой гармонии с собой она прожила до старости. Нужно ли это осуждать? В старинных традициях и обычаях Анна Герасимовна обрела счастье.
Порой человека не устраивают суть и условия цивилизации, которая давит на его индивидуальность и даже пытается выдавить ее. В таком случае он просто дистанцируется и живет так, как удобно ему. Такой пример мы видим в повести А.И. Куприна «Олеся». Главная героиня и ее бабушка обитают вдали от деревни, потому что их дар осуждается и даже становится причиной гонений обеих женщин. Они вынуждены прятаться и вести уединенный образ жизни, но это им нравится. В лесу они находят почти все, что им нужно. Их общение с окружающим миром гораздо полнее и глубже, чем сплетни и дрязги крестьян. Олеся развивается, познавая все живое и становясь хранительницей леса. Она лечит животных, узнает о свойствах трав и плодов, совершенствует магические способности. Мануйлиха проживает уютную старость на лоне природы и в кругу семьи. Она учит Олесю, рассказывая все то, что узнала в городе, когда еще работала там. Обе героини счастливы в уединении и не хотят покидать лес. Олеся даже отказывается от предложения Ивана и не желает сидеть в городе, где тесно, несвободно, скучно. Героиня не подчиняет жизнь условностям и предрассудкам эпохи, живёт так, как считает нужным. Цивилизация ей чужда. И этот выбор достоин уважения.
Таким образом, люди отстают от цивилизации, потому что находят для себя более удобную и подходящую альтернативу, которая их полностью устаивает. Они не хотят гнаться за чужими идеалами и потребностями, навязанными им извне. У них есть своя индивидуальная дорога, которая приводит их к счастью и пониманию себя. Никто не вправе навязывать им нечто иное.