308. Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
Эпоха перемен всегда раскрывает нравственные и безнравственные качества людей, ведь требует максимального напряжения их сил. На притворство у них уже не остается времени и ресурсов, и каждый человек предстает перед другими во всей красе. Изменения вынуждают нас проявить добродетель или порок, силу или слабость, ставя нас в экстремальные условия. Эти процессы изобразили многие писатели-классики.
Например, А.Р. Беляев в произведении «Человек-амфибия» поместил своих героев в необычные обстоятельства, которые вынудили их показать свое истинное лицо. Технический прогресс сделал человека более умным и изобретательным. Так, герой произведения «Человек-амфибия» смог спасти ребенка, обреченного на смерть. Раньше мальчика бы просто оставили умирать, ведь помочь ему было невозможно. Но доктор Сальватор не пожалел времени и сил для того, чтобы вылечить Ихтиандра. Юноша получил дыхательные органы рыбы и мог долгое время находиться под водой. Однако его физиология требовала и пребывания на суше. Сложный эксперимент удался: герой выжил и стал уникальным созданием, равных которому не было. Однако смелость и созидание технического прогресса были чужды консерваторам и ханжам вроде местного священника, который настаивал на уничтожении Ихтиандра. К сожалению, инновации меняют к лучшему только тех, кто стремится идти в ногу со временем и соответствует высоким стандартам новой цивилизации. Эпоха перемен представила доктору новые возможности для проявления нравственных качеств, и он ими воспользовался, в отличие от многих других героев.
Эту тему осветил в своем приведении и Л.Н. Толстой. В романе-эпопее «Война и мир» эпоха перемен вынуждает людей выйти из зоны комфорта и показать себя без масок. Кому-то этот период очень помог. Например, Пьер Безухов очень хотел очиститься от порочного влияния окружения и своего богатства. Он мечтал стать добродетельным и принести пользу обществу. Однако преодолеть свои страхи, сомнения, плохие качества оказалось сложной задачей. Пьер женился не по любви, разругался с женой, чуть не убил ее любовника и на волне разочарования решил присоединиться к масонскому ордену, чтобы его влияние помогло ему измениться и решить свои проблемы. Вдохновленный новыми идеалами, Безухов попробовал сделать реальный шаг на пути к самосовершенствованию — улучшил положение своих крестьян. И все же положительные решения были не продуманы и не принесли желаемых результатов. Вскоре Пьер осознал, что тайное общество занимается лишь приумножением капиталов и связей, а вовсе не благородными делами. Новый путь завел его на Бородинское сражение, а потом и в осажденную Москву. Там он попал в плен и познакомился с Платоном Каратаевым, обычным русским солдатом, который научил его главным ценностям человека — бескорыстной любви к ближнему и доброте. Кардинальные изменения в жизни страны и судьбе Пьера принесли плоды. После освобождения Безухов действительно изменился к лучшему: завел любящую семью, стал заниматься делами государства, избавился от пороков. Социальные катаклизмы раскрыли нравственный потенциал героя, ведь окружили его необычными обстоятельствами, где он смог закалить свой дух и открыть мудрость добродетели.
Таким образом, эпоха перемен выполняет роль встряски, необходимой каждому живому организму время от времени. После необычных приключений человек открывает в себе новые резервы и ресурсы, он преображается нравственно и растет духовно. Поэтому изменения снаружи отражаются на внутреннем мире.