Сочинение: Когда нужно отказаться от мести?
(504 слова) Человек должен отказаться от мести, если в результате выяснения отношений могут пострадать люди, никак не причастные к конфликту. Личные обиды не дают нам права ранить и задевать тех, кто не повинен в наших проблемах. Подобное поведение лишь породит новый виток конфликта, а не приведет его к завершению. Чтобы аргументировать свою точку зрения, приведу примеры из литературы.
В повести А. С. Пушкина «Выстрел» герой дождался, наконец, часа расплаты, когда его противник решил завести семью. Когда-то давно граф не жалел своей жизни, был молод и смел, поэтому вывел из себя оппонента, стоя на дуэли и безмятежно поедая черешню. Его поведение так разозлило Сильвио, что он решил отложить сведение счетов до того момента, как щеголь перестанет кичиться своим равнодушием к смерти. Так и произошло: дворянин нашел любимую девушку, обрел счастье в ее объятиях. Но тут появился разгневанный враг и потребовал сатисфакции. Граф не мог отказать, не уронив честь, правда, теперь его состояние во время поединка оставляло желать лучшего: он побледнел, осунулся, стал угрюм и растерян, даже промахнулся, будучи хорошим стрелком. Неудивительно, ведь на этом поле боя он был не один: пришла его возлюбленная. Увидев горе и страдание женщины, Сильвио отказался от мести: он уже и так добился того, что его обидчик признал ошибку юных лет, но убивать мужчину на глазах у его избранницы было жестоко и нечестно по отношению к ней. Так, герой переменил свое решение, когда увидел, что своими действиями может навлечь беду на невиновного человека. Офицеры царской армии руководствовались соображениями чести и считали, что месть должна коснуться лишь того, кто виновен в возникновении конфликта, а не случайных жертв.
А что, если люди не будут отказываться от мести даже при условии возникновения непричастных к противостоянию жертв? Может, и не стоит себя ограничивать. Нет, ведь многочисленные примеры доказывают обратное. В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» Мишка Кошевой, будучи коммунистом, жестоко расправляется с зажиточными жителями хутора. Он думает, что вершит правосудие от имени бедняков, которые столетиями прислуживали разношерстной буржуазии, однако его действия выходят за рамки законности. Он убивает беспомощного деда Гришаку и сжигает его дом. Пожилой человек лично никого не эксплуатировал, он своего благосостояния добился трудом. Но идейный молодой человек считает его щепкой в рубке леса. Однако за это преступление пришел мстить Митька Коршунов вместе с карательным отрядом. Он жестоко расправляется с домочадцами Кошевого, оправдывая себя правом кровной мести. Не беда, что родственники коммуниста ни причём! Пусть знает, как поднимать руку на чужие семьи. Из-за такого подхода люди увязли в братоубийственной войне: каждый мстил, не считая жертв, которые вообще были непричастны к расправам. В результате погибли сотни невиновных стариков, женщин и детей. Значит, от мщения просто необходимо отказаться, когда возникает опасность навредить кому-то, кто не виноват в содеянном зле, иначе последствия такого слепого удара будут ужасными и необратимыми.
Таким образом, человек обязан отказаться от мести, когда есть риск затронуть права других людей, которые непричастны к возникшему конфликту. Это необходимо, чтобы остановить вражду, а не запускать ее заново, порождая новые поводы для контрудара. Если же возмездие будет втягивать в противостояние новых фигурантов, плодить жертв и озлобленных мстителей, то борьба между сторонами никогда не закончится и станет настоящей бойней.