Итоговое сочинение: Каким путем человек идет к самому себе? (2 варианта)
Многомудрый Литрекон предлагает Вам итоговое сочинение на тему: «Каким путем человек идет к самому себе?». Аргументы, тезисы, заключения, примеры — все здесь в ассортименте. Приятного просвещения!
Вариант 1
(433 слова) Дорога к самому себе — это тернистый путь самопознания и рефлексии. Необходимо задавать себе сложные и неудобные вопросы, уделять время и силы поиску ответов и оставаться честным, что бы ни случилось. Этот процесс подробно описывали многие авторы, обратимся к их произведениям за примерами.
Вспомним произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Жизненный путь Петра Гринева по направлению к себе пролегал через испытания и трудности. Лишь невзгоды и новые вызовы судьбы раскрыли его истинный характер, показали, кем он является на самом деле. Чтобы закалить волю сына и сделать из него воина, отец отправил Петра в отдаленную часть, а не в столичную гвардию. Еще в пути Гринев стал проходить первые проверки на прочность. Он проиграл крупную сумму денег, напился, поссорился с Савельичем и понял, что был не прав. Эти уроки помогли ему исправиться и проявить добродетель в других случаях, когда ставки были более высоки. Так, Петр смог постоять за честь возлюбленной на дуэли и даже простил его обидчика. А во время обороны крепости он проявил смелость, решительность и самоотверженность. Гринев не предал Родину и не изменил присяге, хотя за это ему грозила смерть. Выдержав все испытания и преодолев препятствия, Петр понял себя и свое предназначение. Именно эти события показали его истинную натуру, которая не могла проявиться во всем своем великолепии при рутинных обстоятельствах. То, что герой записал все это, отражает его рефлексию — попытку дать себе оценку и извлечь опыт.
Такая же трудная и напряженная дорога к себе была у Андрея Болконского в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Сначала герой искал свое предназначение на войне. Его кумиром был Наполеон, его целью — Тулон. Он хотел славы и величия. Но реальная картина боя изменила его иллюзорные представления о природе сражений. Он увидел лишь грязь и кровь. Ранение под Аустерлицем и ненужный подвиг заставили его переосмыслить свою жизнь и признать ошибку. Следующим этапом были его попытки реализовать себя в деле помещика, а затем и на поприще реформатора. Но и эти направления со временем разочаровали Андрея. Семейная жизнь тоже не удалась, ведь невеста изменила ему. Но все эти события вели героя к более глубокому пониманию себя и своих потребностей. Именно поэтому в финале своей жизни Болконский смог осознать такую высшую мудрость, с которой не живут. Он полностью принял и познал себя, мир, суть своего пути и предназначения. Как он к этому пришел? Методом проб, ошибок и серьезных раздумий над ними.
Таким образом, человек идет к себе дорогой, состоящей из рефлексии, самоанализа и испытаний. Только разговор с собой и самокопание позволяют дойти до глубинной сути личности и найти для нее наиболее полную реализацию в мире. Преодоление терний и, что важнее, себя самого — вот путь, который ведет людей к самим себе.
Вариант 2
(375 слов) Путь человека к самому себе определяется его природой. Кто-то находит себя в рефлексии и самоанализе, а кто-то — в деятельности и активности, которые реализуют потенциал личности и указывают ей направление. А кто-то видит свое истинное лицо только в испытании или же при свете вспышки любовного чувства. Чтобы лучше разобраться в это теме, проанализируем книги известных писателей.
Вспомним психологический роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин был очень развитым и образованным человеком. Он много размышлял о себе и своем предназначении в мире. Все свое время он посвятил разгадке тайны собственной личности. Этот вопрос — главная тема его журнала. Герой не только думал о себе, но и писал, анализировал, делал выводы, то есть превратил самокопание в научную работу. Более того, в этой деятельности было место экспериментальной части и практическим занятиям. Ради проверки и изучения самого себя он участвовал в дуэлях, бросался на пьяного казака, похитил девушку, обманул другую, разрушил семью третьей и так далее. Все это он делал не столько ради развлечения, сколько для открытия новых граней и возможностей своей натуры. Таким образом, жизненный путь Печорина к себе — это интеллектуальная активность, сопряженная с экспериментами и ведением отчетности.
Совсем иной пример можно найти в романе И.А. Гончарова «Обломов». Агафья Пшеницына едва ли могла бы сформулировать свое жизненное кредо и дать оценку своей судьбе. Эта женщина была ограниченной, автор даже употребляет прилагательное «тупой». Она занималась бытом и детьми, на это уходило все ее время, ведь денег у вдовы чиновника было мало. Как же она шла к себе? Именно физическая активность была ее методом постижения своей натуры. В делах и заботах Агафья выражала себя и реализовывала собственные возможности. В ее доме всегда было чисто, уютно, по-человечески тепло и душевно. Она умела создать семейный очаг, маленькую версию Обломовки. На это нужны не только материальные, но и духовные ресурсы. Героиня тоже была в процессе самоидентификации, но не посвящала себе повести, а трудилась во благо близких и генерировала домашнюю атмосферу, выражающую ее суть.
Таким образом, путь к себе у каждого человека свой, нет какой-то универсальной рецептуры, подходящей для всех. Важно нащупать свою индивидуальную тропу, которая ведет именно к вам, а не к той версии вас, которую хотели бы видеть другие люди. Познать себя можно и интеллектуальным, и физическим, и духовным трудом. Главное, чтобы результат соответствовал вашей сущности.