Итоговое сочинение: Как отличить верность себе от нежелания развиваться?

(487 слов) Многие люди прикрывают свой природный консерватизм верностью себе и своим убеждениям. Не желая развиваться, они стоят на одном месте, но с таким видом, будто защищают рубежи крепости от натиска со стороны. Как же отличить самобытность и принципиальность от неспособности к личностному росту? Чтобы разобраться в этом, проанализируем примеры из литературы.

Так, в пьесе А.Н. Островского «Гроза» автор изобразил героиню, которая маскировала свой консерватизм верностью стародавним традициям и идеалам. Марфа Игнатьевна, пожилая купчиха, на словах чтила заповеди Домостроя и придерживалась строгой религиозной морали, ведь была набожной женщиной. Она напоказ привечала странниц, ходила в церкви, любила рассуждать о том, что нужно, а чего нельзя делать людям. Однако на деле Кабаниха представляла собой ханжу, принципы которой раздваивались: одни одна демонстрировала миру, а по другим жила. Ни смирения, ни доброты, ни милосердия, ни искренности в характере Марфы Игнатьевны нет, хотя у каждого православного христианина эти качества должны доминировать. Кабаниха часто врет людям, а домочадцев безжалостно тиранит. Она груба и несправедлива в своих упреках. Нет в ее мировоззрении и последовательности: она сама настаивала на браке сына, а потом стала ревновать к невестке и упрекать Тихона в том, что он уделяет время только жене, а не матери. Как только Кабаниха попадается на очередном противоречии, она идет в атаку и обвиняет того, кто это заметил, в чем-либо. Героиня вовсе не верна своим убеждениям, потому что живет двойными стандартами. Значит, в ее случае имеет место быть именно консерватизм, а не преданность себе.

Совсем другой пример мы видим в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Князь Щербацкий часто занимает в спорах сторону консерваторов и с усмешкой воспринимает многие нововведения. В его взглядах много непопулярных мнений, которые можно было бы отнести к ретроградству. Князь явно не желает меняться и имеет свою точку зрения, которая часто противоречит модным суждениям. Так, в споре про «женский вопрос» Щербацкий приводит остроумный пример: он очень хотел бы быть кормилицей, но физиологически не создан для этого, как женщина — для интеллектуальной работы. Он занимает радикальную позицию и утверждает, что дамы работать не могут, а избирательные права им не нужны. С ним ожесточенно спорит Песцов, который поддерживает модные тенденции и хочет предоставить женщинам возможность работать. Читая реплики Щербацкого, мы можем подумать, что в нем говорит нежелание развиваться и идти в ногу со временем. Однако в его случае имеет место быть именно верность своим убеждениям, потому что мнение Александра Дмитриевича не разделяется на парадное и домашнее, он всегда честен и прямодушен. Все его поступки последовательны и соответствуют словам. У него есть своя логика поведения и мышления, и все люди знают, что он думает и как поступит. Александр Дмитриевич предан своим убеждениям, ведь не скрывает их и может их аргументировать.

Таким образом, если человек не желает развиваться, то последовательность его мыслей и действий нарушена. Он живет двойными стандартами и прикрывается ханжеской моралью, не соответствующей его поступкам. А вот тот, кто предан себе и своим убеждениям, не отступает от своих принципов и всегда ведет себя так, как этого требуют его взгляды на мир. Его поведение логично и обусловлено мировоззрением.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *