Итоговое сочинение: Нет хуже мук, чем муки совести — так ли это?
(361 слово) Муки совести — это самое тяжелое испытание для человека. Ощущая свою неправоту и безнравственность, люди переживают боль и стыд. Поэтому для преступника угрызения совести даже опасны: он может сойти с ума или наложить на себя руки. Такие примеры мы часто видим в литературе.
Нельзя не вспомнить о судьбе Родиона — главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Он убил двух женщин, чтобы доказать свою теорию о неравенстве людей. По его мнению, все мы делимся на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Конечно, Раскольников хотел право иметь, а не дрожать. Но для этого он выбрал ужасный метод — проверку кровью. Ведь великие господа проливают ее без сожалений и сомнений — ради великой цели. Но экзамен Родион провалил. От мук совести он едва не попрощался с рассудком. Он заболел горячкой и лежал в бреду. Герой не мог общаться семьей, ведь считал себя недостойным ее любви. От тяжелейшего потрясения он так и не оправился, пока не покаялся и не принял наказание. Его пример доказывает, что нет ничего, что могло бы сравниться с муками совести по степени влияния на грешника.
Аллегорически угрызения совести описал Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Кудеяр был известным разбойником. Слава по его прегрешениях гремела на всю Россию. Однако со временем бандит загрустил. Тоска не отпускала его ни на минуту. И он все награбленное роздал, а шайку распустил. Но и это не помогло избавиться от боли. Тогда он обратился к Богу с молитвами и получил неутешительный ответ. Одним лишь ножичком он должен был спилить огромный вековой дуб. Кудеяр взялся за дело, почти не веря в успех. И лишь тогда упал дуб, когда герой убил другого душегуба — пана Глуховского. Эта история олицетворяет муки совести: человеку так тяжело жить со своими грехами, что он ищет спасения в раскаянии, добрых делах, вере и даже в жертве. И лишь искоренение зла в душе своей (убийство Глуховского) помогает личности устоять и выйти на правильный путь. Только стыд и боль способны излечить душу от порока.
Таким образом, человек мучается от укора совести так сильно, как ни от чего другого. Это мощнейший удар по его самооценке, но необходимая мера для исправления плохой ситуации и улучшения поведения. Только нравственный ограничитель и судья может спасти грешника от порока и его последствий.