Сочинение: Согласны ли Вы с высказыванием Ключевского: «Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу»?
(592 слова) Друг – это человек, от которого мы ждем только добра и помощи. В этом и заключается его роль в нашей жизни. И, разумеется, от врага мы ожидаем совершенно иные поступки и слова: он по умолчанию должен приносить только вред, на то у нас и вражда. Поэтому я согласен с высказыванием историка Ключевского: если от одних людей мы требуем хорошего отношения на основании их статуса, то от других мы бы очень удивились его получить, так как они этого особого положения не имеют. Удивление такого рода сменяется радостью, ведь на одного врага стало меньше, раз он стал вести себя иначе. А вот предательство товарища нам больнее, чем злость того, от кого мы ее ожидаем получить. Поэтому мстим мы обоим, но приятелю даже в большем объеме. Чтобы подтвердить свою позицию, приведу примеры.
В пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» герой приехал в город, где его приняли за проверяющего порядок чиновника. Элита уезда считала надзорные органы враждебными, потому что она понимала, что профессиональный долг этих людей – выявить недостатки и злоупотребления местной правящей клики и лишить ее поста. Поэтому господа начали всячески угождать и лицемерить, проклиная про себя саму надобность проверки. Но Иван быстро осознал выгоду своего положения и начал раздавать благодеяния, завершив свой визит предложением руки и сердца, обращенным к дочери городничего. Антон Антонович был счастлив, такого доброго и покладистого ревизора он и представить себе не мог, поэтому без колебаний согласился отдать свою дочь замуж за едва знакомого мужчину. Сыграло роль не только богатство предполагаемого проверяющего, но и то, что от него подобного поступка никто не ожидал, а потому хитрый городничий позабыл об осторожности и доверился обманщику. А вот многолетняя дружба обитателей города дала трещину, ведь все добро, которым обменивались эти люди, быстро забылось. Они тайком стремились донести друг на друга вымышленному начальству, хотели выставить товарищей преступниками, чтобы самим прибрать к рукам всю власть. Так, справедливость высказывания Ключевского подтвердилась: добро врага герои превозносили, отвечали ему тем же, а хорошее отношений друзей охотно забыли, когда это посулило выгоду. Но в финале стало ясно, что злость чиновников обрушится и на Хлестакова, и на тех «товарищей», кто пытался им насолить в период проверки.
Другой пример описал А. П. Чехов в пьесе «Дядя Ваня». Пока Войницкий безропотно и добросовестно работал во благо Серебрякова, на его доброту и самоотверженность никто не обращал внимания. Профессор все воспринимал как должное, не ценил тех усилий, которые родственник прилагал для его содержания. В конце концов, он явился, чтобы продать имение, принадлежащее его дочери, за которой тоже ухаживал Войницкий. Но терпение главного героя лопнуло: он высказал наглецу то, что накипело за все эти годы тяжкой работы. Он даже попытался застрелить обидчика, но промахнулся. После этого напуганный Серебряков сразу же переменил отношение к родственнику и о продаже усадьбы не заикался. Только увидев откровенную враждебность мужчины, он понял его положение и оценил его готовность оставить все по-старому. Значит, и в этом примере подтверждается справедливость высказывания Ключевского: пока дядя Ваня был другом, его доброту не замечали, а после его превращения во врага все переменилось. Профессор осознал необходимость оставить имение в покое и поблагодарил родственника за решение о дальнейшем своем содержании за счет труда Софьи и Войницкого.
Таким образом, люди и вправду принимают доброту друзей как должное и даже не стремятся соответствовать. Но хорошее отношение врагов они воспринимают с удивлением, поэтому отвечают на него охотно и с большим удовольствием, дабы показать все свои достоинства именно ему, тому, кто в их наличии сомневался. Но стоит товарищу или недоброжелателю навредить, на них обрушится ответная злость, причем близкому человеку достанется даже больше, ведь от обидчиков мы ждем удара, а от тех, кто в тылу, нет. Это совершенно естественная позиция, которой придерживаются многие из нас.