Итоговое сочинение: Что дают человеку уроки прошлого?

(459 слов) Великий физик Исаак Ньютон однажды сказал: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов». Этой фразой он отдал дань уважения тем людям, которые делали великие открытия до него и проложили ему дорогу к новым достижениям. Уроки прошлого создают надежный фундамент для строительства цивилизации будущего. Каждый из нас начинает свое развитие с того, что передают ему родители. Эту закономерность человеческой эволюции описывали многие авторы.

Например, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» главный герой мнил себя нигилистом и отрекся от авторитетов и общепризнанных ценностей. Евгений Базаров не признавал заслуг многих почитаемых людей, в частности, критиковал поэзию А.С. Пушкина. В его речах было много осуждения, относящегося к достижениям поколения «отцов». Аристократов он считал «кончеными людьми», над крестьянам подтрунивал, других нигилистов презирал. К своему отцу герой относился покровительственно и смотрел на него свысока. Однако все опыты и достижения Евгения были построены на том, что уже открыли и создали другие люди до него. Тиф он лечил методами, уже описанными в научной литературе и изобретенными выдающимися «авторитетами». Например, тот же «адский камень», который мог излечить Базарова после хирургической травмы, был введен в медицинский обиход алхимиками древности, получившими образование и медицинскую практику при монастырях. Эксперименты над лягушками, имеющими сходство с человеком, тоже начали ставить задолго до появления Евгения на свет. Значит, именно уроки прошлого дали Базарову знания, навыки и инструменты для той деятельности, которую он считал своим призванием.

Не менее показательный пример можно найти в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Он описал влияние личного прошлого человека на его мировоззрение и судьбу. Вера Павловна выросла в небогатой семье, которая целиком зависела от благоволения начальника кормильца. Многолетнее унижение, нужда и тревога за завтрашний день сделали мать Веры расчетливой, жестокой и беспринципной женщиной. Она решила выдать дочь против воли за наследника хозяина многоквартирного дома, в котором служил управляющим отец Веры. Михаил хотел лишь соблазнить Веру и не питал к ней глубоких чувств, но Мария Алексеевна рассчитывала перехитрить его. Она заставляла дочь любезничать и лгать, чтобы заманить выгодного жениха под венец. Героиня совсем отчаялась найти выход из лабиринта алчности и сбежала из дома. Когда она встала на ноги, то первым ее побуждением стала организация швейной мастерской, где девушки вроде нее могли бы заработать деньги честным трудом. Им больше не нужно было бы страдать под гнетом домашней тирании или в браке по расчету. Мрачное прошлое вдохновило Веру на создание счастливого будущего для десятков бедных девушек. Уроки жизни в невежестве и рабстве научили героиню трудиться и развивать свой ум. Успех пришел к ней благодаря нелегкому и поучительному жизненному старту.

Таким образом, уроки прошлого дают человеку основу для будущих открытий и побед. Исторический опыт предков направляет нас к постижению новых истин, к научным и практическим достижениям. Личный опыт позволяет нам достичь целей и определить жизненные приоритеты. Прошлое — это источник ценных сведений, который ни в коем случае нельзя игнорировать.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *