527. Помощь другим – право или обязанность?
Мы привыкли считать, что помощь другим — это наш моральный долг. В большинстве случаев это правда: мы должны протягивать руку тем, кто этого заслуживает. Однако порой недостойные люди пользуются нашими представлениями о долге и манипулируют нами. Чтобы раскрыть тему всесторонне, приведу разные примеры.
Вспомним рассказ А.И. Куприна «Куст сирени». В начале своего произведения писатель рассказывает читателю о провале экзаменационной работы Николая Алмазова. Николай допустил ошибку, выполняя работу по съёмке местности. Герой решил добавить несколько штрихов, чтобы исправить неловкость. В результате у персонажа получился превосходный куст на месте, где его не было. Однако профессор не принял работу у Николая, ведь он знал, что кустов там нет. Николай Алмазов очень опечалился, но на помощь ему пришла его деятельная и изобретательная супруга. Вера, будучи сильной личностью, придумала, как решить возникшую проблему. Она заложила драгоценности, наняла садовника, купила куст сирени и исправила ошибку Николая. Теперь куст был на этом участке, а значит, работа была без изъянов. Профессор принял ее, а Николай продолжил обучение. Вера выручила его, но ведь это было ее обязанностью. Будучи одной семьей, супруги все делали вместе, делили радости и печали. Это вполне естественно в семейном кругу.
Однако иногда близкие люди злоупотребляют нашей поддержкой и становятся паразитами. Они пользуются тем, что на жизненном пути человек находит опору в моральном кредо, которое ведет его вперед. Это подтверждает пример из пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня». Иван всю жизнь упорно трудится, но почти все заработанные средства уходят на содержание его родственника — профессора, который, по мнению героя, двигает науку вперед. Иван вдохновлен идеей, что своими скромными усилиями он тоже делает вклад в прогресс. И он готов жертвовать своим временем, дабы поддерживать ученого и содействовать ему во всем. Однако когда герой узнает, что Серебряков — всего лишь жалкий паразит на теле науки, так ничего не добившийся на своем поприще, он разочаровывается в себе, в своем моральном долге, и у него не остается сил для дальнейшего движения. Это случилось потому, что Иван в какой-то момент не отличил право от обязанности. Да, он должен был поддерживать родственника в трудные минуты, но эти минуты превратились в годы, а профессор и не думал содержать себя самостоятельно. Иван имел право отказать ему и жить для себя, но он этого не сделал, обманув себя. Его пример учит нас тому, что моральный долг должен иметь свои границы: мы обязаны помогать, но до определённого предела, иначе станем добровольными рабами.
Таким образом, помощь другим — это обязанность, если человек попал в беду и нуждается в кратковременной поддержке, которая поможет ему встать на ноги. Но если он злоупотребляет участием, то его обеспечение становится уже не долгом, а правом — нашим добровольным выбором. Ведь нельзя же требовать от себя вечного самопожертвования.