«Без идеалов, то есть без определённых хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности» (Ф.М. Достоевский)
(392 слова) Утверждение Ф.М. Достоевского о том, что без идеалов и стремлений к лучшему не может быть хорошей действительности, глубоко затрагивает важность человеческих устремлений и ценностей для формирования полноценной и достойной жизни. Идеалы служат ориентиром, который направляет человека на путь, преодолевая его сомнения и разочарования. Без них жизнь рискует стать пустой и бессмысленной, а сама действительность – серой и бесформенной. Идеалы помогают увидеть смысл в том, что мы делаем, и стремиться к прогрессу, как в личной жизни, так и в обществе. Об этом заставляют задуматься произведения из классической русской литературы.
Примером отрицания идеалов можно считать образ Базарова из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети«. Базаров, будучи нигилистом, отвергает все традиционные ценности и убеждения, заявляя, что его целью является лишь разрушение всего устоявшегося. Однако он не может предложить ничего взамен. Его жизнь, как и его теория, оказывается несостоятельной, потому что Базаров лишён тех идеалов, которые могли бы вдохновить и направить его на создание чего-то нового и лучшего. Он критикует то, что есть, но не может взглянуть на недостатки мира с позиции творца. Он и представители его поколения так и не смогли изменить Россию к лучшему. В результате его жизнь становится пустой и бесплодной, и смерть его символизирует трагедию человека, не нашедшего высшего смысла и целей. Перед смертью Базаров осознал, что не нужен России и не понят людьми. Это объясняется отсутствием внятного образа будущего, ради которого стоило бы разрушить что-то в настоящем.
Также Ф.М. Достоевский в «Братьях Карамазовых» через образ Ракитина раскрывает последствия отказа от идеалов. Ракитин — циник, человек, лишённый веры и надежд. Он презирает все, что связано с духовными ценностями, и вместо того, чтобы искать светлое, видит только мрак. Он окружён людьми, которых считает «подлецами», но это лишь его собственный взгляд, и на самом деле его окружение — вполне нормальные люди. Так, в Алеше он видит человека, который лишь разыгрывает праведность напоказ, чтобы скрыть внутренние противоречия. Он даже готов взять у Груши деньги за заманивание «праведника» в ловушку и поспособствовать нравственному падению друга. Но Алеша не оправдал его ожиданий. Однако Ракитина это не убедило, а обозлило еще больше. Ракитин, не имея идеалов, не может воспринять окружающих по-другому, во всех он видит отражение собственного безверия.
Таким образом, утверждение Достоевского имеет глубокий смысл. Человек без идеалов не может двигаться вперёд и создать нечто достойное, потому что он не видит смысла в том, что делает. Идеалы дают не только направление, но и силу для преодоления трудностей на пути к лучшему.