422. Можно ли обмануть самого себя?

Люди часто обманывают себя — это мы знаем по своему опыту. Нередко нам хочется приукрасить то, что вышло не очень хорошо, и мы редактируем воспоминания и даже свежие впечатления. Наша психика устроена подобным образом, чтобы человек мог легко восстановиться после травм и злоключений. Но иногда мы перебарщиваем и получаем неверные сведения об окружающем мире, где играем не свою роль. Эту проблему часто поднимали отечественные писатели.

Например, Сатин является ключевым персонажем произведения М. Горького «На дне», его устами говорит сам автор. Константин высказывается против целительного самообмана, который пропагандировал странник Лука. Правда Сатина основывается на большой вере в человеческие возможности. Герой убеждён, что каждый должен быть уверен в своих силах. «Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!», — такова позиция Сатина. Герой не стесняется говорить человеку правду в глаза, какой бы она не оказалась. Сатин верит в безграничные возможности личности: «Чело-век! Это — великолепно!». Также персонаж пьесы заявляет, что каждый способен создавать мир и свой жизненный путь так, как он этого захочет. Но бесконечные потоки лжи мешают ему действовать так, как того требует объективная действительность. Сатин абсолютно не может согласиться с Лукой в том, что человеку нужно говорить неправду, чтобы его успокоить. Это спокойствие — болото, которое затягивает личность в трясину самообмана. Из-за утешений Луки многие герои стали обманывать себя, и это явление привело их к духовному кризису и неудачам. Актер, возомнивший себя почти что исцеленным, осознал тщетность фантазий и повесился. Васька Пепел, думая о счастливом будущем в Сибири, совсем упустил из виду настоящее и попал в тюрьму. Клещ, который ставил себя выше соседей из-за далеких перспектив, распрощался с последними надеждами. Все это говорит о том, что люди могут обмануть себя, но самообман рано или поздно раскрывается, и тогда людям приходится нелегко.

Человек может попытаться обмануть себя, и ему это удастся. Но правда все равно заявит о себе, и ему будет больно от осознания несоответствия иллюзий и действительности. Так произошло и с Олесей, героиней одноименной повести А. Куприна. Узы любви связали ее, «колдунью», живущую в лесу, с городским жителем, Иваном Тимофеевичем, который приехал по делам в Полесье. Мужчина имел патриархальные взгляды и упомянул о том, что, по его мнению, женщины обязаны верить в Бога и ходить в церковь. Он даже предлагал Олесе выйти за него замуж и жить по правилам и законам светского общества. Героиня хотела сделать ему приятное — измениться к лучшему и соответствовать его представлениям об идеальной девушке. Она прекрасно знала, что из этого ничего хорошего не выйдет, но пошла по пути самообмана. Она пошла в церковь, не веря и не соответствуя ее духу. После службы прихожанки жестоко избили Олесю. Они хотели измазать ее дегтем — тогда это было символом величайшего позора. Героине чудом удалось вырваться из окружения. Она так и не стала верующей, так и не вышла замуж за Ивана. Ей не удалось обманывать себя долго, потому что мир контрастировал с ее представлениями о нем, и дал жесткий отпор ее фантазиям. Увы, сладостная ложь себе не спасла отношения Олеси.

Таким образом, человек, конечно, может обмануть себя, но надолго ли? У сожалению, магия быстро разрушится под влиянием суровой реальности. Ложь сделает лишь хуже, ведь люди, живущие иллюзиями, все равно упадут из воздушного замка на твердую почву. И этот удар будет слишком уж болезненным.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector