Пример итогового сочинения 2024 года

В 2024-2025 году на экзамене будут предложены темы по трем направлениям. В каждом направлении будет по две темы (всего 6 на выбор). Формулировки прошлых лет будут соседствовать с новыми идеями экзекуторов (то есть экзаменаторов, миль пардон!). Но по статистике Многомудрого Литрекона, из 6 вариантов 3-4 старых и это в каждом регионе! Так что волноваться нет нужды, Вы можете подготовиться по материалу, который уже есть в открытом доступе, и никто не застанет Вас врасплох. Темы прошлого года для примера представлены в списке. А здесь мы разберем темы из демоверсии этого года. Приятного просвещения!

Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Первая тема нами уже написана: О чём люди чаще всего мечтают? Вот и вторая тема из этого блока:

(508 слов) В чем заключается опасность равнодушия? Это качество, столь безобидное на первый взгляд, таит в себе угрозу духовного паралича, когда человек становится невосприимчивым ко злу, несправедливости, насилию. Такие люди молчаливо поддержат любое преступление, пройдут мимо чужой беды и смирятся со своим бесправным положением. О том, как это страшно, писали многие известные авторы.

К примеру, М. Горький в пьесе «На дне» акцентировал внимание читателей на том, как опустились герои из-за своего равнодушия к жизни и собственной судьбе. Они уже не замечают, что погрязли в грязи, апатии и порочности, ничто уже не трогает, не возмущает их. Весьма показательна постепенная деградация Андрея Митрича Клеща. Он был работящим человеком, не хотел прозябать на дне. Но безразличие постепенно лишило его всех амбиций и благих намерений. Все началось с его отношения к жене. Долгие годы он бил и унижал ее. Даже когда Анна умирала в ночежке, он не проявлял к ней сочувствия и даже винил в том, что она ему мешала. Такое пренебрежение к близкому человеку не могло пройти для души героя незамеченным. Он все глубже увязает в безделии и нищете. В финале он продает инструмент, которым так гордился, и фактически прощается с мечтой вернуться к нормальной жизни. Когда Анна умерла, замученная побоями и равнодушием мужа, Андрей не освободился, как мечтал, а был порабощен еще больше, ведь в его сердце ничего не осталось, кроме пустоты. Апатия сделала героя безразличным и в собственному будущему. Его мировоззрение выразила фраза: «Ничего… Везде – люди… Сначала – не видишь этого… потом – поглядишь, окажется, все люди… ничего!». В этом дважды произнесенном «ничего» читатель видит приговор Андрею: ему не выбраться из ночлежки, потому что его уже ничего не беспокоит и не волнует. Вот в чем заключается опасность равнодушия.

Но не только люди с жизненными проблемами становятся жертвами равнодушия. Оно не щадит ни богатых, ни бедных. Это подтверждает пример из романа И.А. Гончарова «Обломов». Илья Ильич, несмотря на обеспеченность и стабильность, живет не лучше обитателей ночлежки. У него в комнате грязно и пыльно, он неряшливо одет и не умыт, никуда не ходит, ничего нового не пробует. Он довольствуется тем, что есть у него в комнате, и не хочет ничего большего. В ответ на попытки друга повлиять на него Илья Ильич лишь отмахивается, а если уступает, то с явной неохотой. Все потому, что собственная судьба Обломову безразлична. Он не заинтересован в развитии, плывет по течению. Лень и нездоровые привычки отнимают годы его жизни, а он ничего не делает с этим, ведь ему все равно, что будет дальше. Даже любовь к Ольге оказывается недостаточным стимулом для изменения ситуации. Этот пример заставляет нас задуматься о том, что равнодушие опасно из-за своей разрушительной природы. Безразличный человек теряет волю к жизни и способность к духовному росту. Апатия лишает его сил и мотивации.

Таким образом, равнодушие не только делает человека терпимым к насилию и злу, но и забирает у него все силы, амбиции, стремления. Он мирится с тем, что ничего не может и не хочет изменить, и умирает еще при жизни. У него нет стимула двигаться вперед. В этом заключается опасность безразличия: стоит только начать закрывать глаза на происходящее, как они перестанут замечать все, что имеет значение.

Семья, общество, Отечество в жизни человека

Тему «Что значит быть гражданином?» мы уже раскрыли, поговорим о М.Ю. Лермонтове и его мировоззрении.

(448 слов) В творчестве М.Ю. Лермонтова нашли отражение две философские концепции, выраженные во фразах: «Я ищу свободы и покоя» и «Так жизнь скучна, когда боренья нет». Каждый человек выбирает путь, который ему более подходит. Мне ближе вторая точка зрения, ведь вся наша жизнь — это борьба. С самим собой, с обстоятельствами, с преградами на пути к цели. Мое мнение разделили бы многие герои из известных произведений русской литературы.

К примеру, в романе И.А. Гончарова «Обломов» изображены два персонажа с разными подходами к жизни. Главный герой выше всего ценить свободу и покой. Ему нравится лежать целыми днями и мечтать. Он не бежит за одобрением окружения, не заставляет себя быть тем, кем не является. Обломов принимает себя таким, каков он есть. Но его существование кажется мне унылым и скучным, каждый его день похож на предыдущий и лишен перспективы. Куда интереснее жизнь Штольца. Он из тех людей, которые сделали себя сами. Он не боится борьбы, а ищет ее, пытаясь достичь больших высот. Штольц сделал карьеру, нажил большой капитал, приобрел связи и уважение в высшем обществе, хотя по происхождению не мог на все это претендовать. Каждый его день — это новый вызов. Даже любовь Ольги он завоевывал постепенно, как будто открывал и развивал еще одно дело. Выбор Штольца нельзя назвать простым, но он открывает уникальные возможности. Лишь в борьбе с обстоятельствами можно приобрести успех и стать лучшей версией самого себя. Вот почему мне ближе такой подход к жизни.

Данная тема была раскрыта и в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Андрей Болконский — богатый и знатный человек, у него есть все, о чем можно мечтать. Однако даже наедине с красивой женой и в ожидании первенца Болконский чувствует лишь скуку. Покой светской жизни, праздность и неимение цели угнетают героя. Он отправляется на войну. После ранения и смерти супруги князь решает остепениться и обрести покой в имении, вдали от суеты и военной службы. Но в этот период Андрей кажется себя стариком, лишь доживающий свой унылый век. Покоя и свободы ему мало для счастья. Поэтому он влюбляется, реализует амбиции на политическом поприще, затем становится одержим местью, а потом отправляется на войну. Лишь в борьбе герой чувствует себя живым и обретает уверенность в себе. Ему скучно сидеть на одном, пусть и безопасном, месте. Он привык к стремительному и рискованному движению вперед, поэтому его личность развивается и реализует свой потенциал. Я тоже чувствую внутренний подъем, когда бросаю вызов себе, судьбе или всем сразу. Человеку необходимы преграды, чтобы он мог попробовать свои силы и расправить крылья.

Таким образом, внутренняя эволюция человека невозможна без борьбы и трудностей. В покое и свободе есть свои притягательные стороны, но эти состояния нас не развивают. В них мы статичны и пассивны. Для шага вперед необходим стимул, который дает необходимость преодолевать себя и становиться лучше.

Природа и культура в жизни человека

О человеке науки и его качествах мы уже написали, а вот речевую культуру рассмотрим в этой подборке:

(407 слов) Как известно, «речевая культура человека – зеркало его духовной культуры». С этим утверждением сложно поспорить, ведь оно отражает реальную закономерность: если люди невежественны и грубы, то язык их моментально выдаст. Образованность и духовность утаить в беседе тоже сложно. По разговору понятно, как личность мыслит, что чувствует. Эту истину подтверждают многочисленные примеры из литературы.

Обратимся к пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль». По речи госпожи Простаковой можно многое сказать о ее духовной культуре. Например, так она говорит о своем муже: «Урод мой вас прозевал. Отроду никого угостить не смыслит. Уж так рохлею родился…«. Брань, ругань, просторечия, исковерканный язык — вот что можно услышать от этой героини. По одной этой фразе видно, что она нигде не училась и смысла в этом занятии не видит. Простакова ко всему прочему еще и несдержанна, плохо воспитана. Она не умеет сдерживать гнев и досаду, срывается даже на близких людях. Слуг она третирует без жалости, нанизывая оскорбление на оскорбление. О каких духовных ценностях можно говорить, когда героиня прямо пропагандирует жадность, невежество, алчность. Например, она просит сына ни с кем не делиться, если он разбогатеет. Ради денег госпожа и сама готова на все, даже на похищение Софьи. Грубость и примитивность речи в данном случае создают наиболее полный портрет личности, где не скрыта ни одна важная деталь. Слова выдают истинную натуру человека.

Не менее яркий пример описывается на страницах пьесы «Горе от ума». Алексей Молчалин стремится скрыть свои истинные чувства: «Не смею моего сужденья произнесть» — часто говорит он. Поэтому о его речи мы больше узнаем от других героев: «Ни слова вольного, и так вся ночь проходит…» — говорит о нем Софья. Но совсем другой Алексей, довольно красноречивый и развязный, предстает в диалоге с Лизой. Наедине со служанкой, перед которой не нужно разыгрывать робкого воздыхателя, Алексей раскрывает свое истинное лицо. Он прямолинеен и резок, в его речи прорывается цинизм. Молчалин хладнокровно использует окружающих и готов сделать все ради карьеры. В любви он тоже потребитель. Взаимность Лизы он без обиняков пытается купить, как товар в лавке. Это говорит о его отношении к жизни и духовных ценностях. Для Алексея только деньги имеют значение. И все это мы узнаем благодаря его словам. Речь обличает его низменную природу.

Таким образом, речь является зеркалом, от которого невозможно скрыть реальный нравственный облик человека. Его духовные ценности выражаются в выборе и особенностях использования слов. Если лексикон примитивен и груб, личность не отличается высокими моральными стандартами и хорошим образованием. Если люди говорят чисто и правильно, а в их речи нет высокомерия и наглости, их высокий уровень развития становится очевидным. 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *