Человек науки – каким он должен быть?
(355 слов) Прогресс необходим человечеству, но очень важно тщательно взвешивать каждое открытие, обращая внимание на его этическую сторону. Поэтому человек науки должен быть гуманистом, способным всесторонне оценить социальные последствия ноу-хау. Он не может идти к своей цели по трупам, иначе его ум навредит миру, а не поможет. Аргументировать мою точку зрения позволяют литературные примеры.
Портрет ученого мы видим в произведении М.А. Булгакова «Собачье сердце«. Филипп Филиппович достиг небывалых высот в медицине. С помощью его уникальной методики люди получили шанс на второе рождение благодаря пересадке органов животных. В ходе одной из операций Преображенский превзошел сам себя: собака с человеческими органами приобрела человеческий облик. Новый рекорд был встречен бурными овациями и похвалами. Ученый приобрел всемирную известность. Однако чем дальше заходил эксперимент, тем очевиднее становилась неприглядная истина: Шариков лишь внешне был человеком, но внутренне безнадежно отстал от людей, ведь не прошел всего пути нравственного и духовного становления в семье и обществе. Преображенский понял, что массовое производство таких Шариковых было бы фатальной ошибкой человечества. И он вернул все на свои места, признав поражение. Этот человек науки обладал ответственностью и гуманизмом, поэтому смог пожертвовать амбициями, но сохранить естественный мировой порядок.
Еще один интересный образ можно найти в пьесе А.Н. Островского «Гроза«. Кулигин — механик-самоучка, едва ли не единственный житель Калинова, искренне обеспокоенный его технической отсталостью. Когда во всем просвещенном мире люди уже ставили громоотводы, чтобы обезопасить дома от пожаров, обитатели провинциального городка на Волге считали грозы божьей карой и отказывались от своего же спасения. Кулигин хотел переубедить «хозяев жизни», рассказать им о том, как важно идти в ногу со временем, но его и слушать не стали. Ведь купцам не дано было понять мотивацию Кулигина. Ученый хотел развивать город для блага жителей, а сам готов был трудиться бескорыстно. Все его идеи были направлены на то, чтобы помочь людям, о себе же он не думал вовсе. На примере Кулигина мы убеждаемся в том, что человек науки должен быть ответственным и гуманным. Тогда его способности изменят мир к лучшему.
Подведем итог: ученый должен быть ответственным и этичным. В основе его мотивации должен оставаться гуманизм. Он трудится ради людей, а не для своей выгоды или славы. Только такой человек может сделать прогресс безопасным и полезным для общества.