Анализ стихотворения «В ресторане» (А. А. Блок)

Самым «романтичным» поэтом Серебряного века смело можно считать Александра Александровича Блока. Большинство стихов поэта посвящены теме Любви. Многомудрый Литрекон представляет анализ по плану одного из произведений Александра Александровича «В ресторане» и предлагает ознакомиться с данным разбором в этой статье.

История создания

Стихотворение «В ресторане» написано 19 апреля 1910 года. Для Александра Александровича этот год оказался непростым. У него очень сложные отношения в семье:

«Люба довела маму до болезни… Люба выталкивает от себя и от меня всех лучших людей…»

В этом же году от оспы умирает В. Ф. Комиссаржевская, уходит из жизни М. А. Врубель, уходит Л. Н. Толстой. Также в 1910 году «на сцену» выходит русский футуризм, а значит символизм отходит на второй план. Но только не для Блока! 

Разбираемое стихотворение является неким переосмыслением «Незнакомки». Многие источники сообщают, что «В ресторане» посвящено актрисе, танцовщице Ольге Афанасьевне Судейкиной. 

Очень интересен тот факт, что для своего мужа, художника Сергея Судейкина, она была «мечтой», обожаемым, «бесплотным объектом». Подобные отношения сложились и в семье Блоков. Любовь Дмитриевна была для Блока живым воплощением Прекрасной Дамы, которую он всю жизнь воспевал в своих произведениях. Также имеется предположение, что данное стихотворение посвящено отнюдь не Судейкиной, а жене одного из артистов, Марии Дмитриевне Нелидовой. 

Стихотворение «В ресторане» является составной частью цикла «Страшный мир». Данный цикл отличается особым трагизмом, неким страхом перед жизнью, перед пошлостью современного мира.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «В ресторане» похоже на воспоминания автора, его раздумья. Поэт излагает свои мысли, припоминая значимые нюансы той самой встречи, мимолетные взгляды, облаченные в вуаль тоски, какой-то безысходности. Всё это близко к такому жанру лирики, как элегия. 

Хочется отметить, что подавляющее большинство стихотворений Александра Александровича имеет философский оттенок. Написанные поэтом произведения посвящались отнюдь не многим женщинам, а одной единственной Прекрасной Даме, воплощению Вечной Женственности, о которой существовала теория у философа Владимира Соловьева, с которой, отчасти был согласен и Блок. 

Свою «Прекрасную Даму» Александр Александрович рассмотрел в Любови Дмитриевне Менделеевой, которая стала его женой, музой, вдохновительницей. 

Блок – поэт-младосимволист. Но данное определение очень узкое. Что касается Александра Александровича, то он «просто» символист, то есть символизм – это образ жизни Блока, его мироощущение.

«Символистом можно только родиться» (А. А. Блок)

Встреча, жизнь с Менделеевой были пронизаны тайными нитями символизма. Для самой Любови Дмитриевны это было не в радость. Ей не хватало Блока-мужа, она жила с Блоком-творцом, относившимся к ней как к «символу», а не как к женщине. Вскоре она не выдержала и попыталась уйти от него, но от любви не уйдёшь.

Размер стихотворения «В ресторане» – чередование четырехстопного анапеста с трехстопным. Рифмовка перекрестная, со сменяющими друг друга женской и мужской рифмой. 

Композиция

Стихотворение «В ресторане» состоит из 6 строф. Композиция – кольцевая.

  1. 1-я строфа является своеобразным вступлением к дальнейшему увлекательному рассказу. «Никогда не забуду (он был, или не был, Этот вечер)…». Данные строки напоминают непринужденную беседу старых друзей, обменивающихся самым сокровенным, личным. Также в данном четверостишье автор упоминает небо, «желтую зарю», чем открывает композиционное кольцо.
  2. 2-я строфа – это начало истории. Поэт окунает читателя в атмосферу того вечера. «Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви…». Автор пишет, что послал «прекрасной даме» бокал шампанского с черной розой. Этот образ можно считать одним из главных образов произведения «В ресторане».
  3. 3-я строфа посвящена даме, описанию её реакции, через которую можно определить её мировоззрение, отношение к жизни. 
  4. 4-я строфа – это восприятие происходящего лирическим героем. «И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступлённо запели смычки… Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки…». Тонкое, глубокое мироощущение позволяет герою заметить «чуть заметные» нюансы.
  5. 5-я строфа вновь описывает «её». Здесь поэт видит в даме «испуганную птицу», сравнивает её со сном, который прошёл, пишет о «задремавших ресницах». Данное четверостишие является доказательством искреннего увлечения лирического героя описываемой дамой.
  6. 6-я строфа – это завершение мини-романа. Дама ушла. Но «из глуби зеркал… взоры бросала». Этот жест можно расценить как взаимное увлечение лирическим героем, а быть может, это просто благодарность за «комплимент» от незнакомого мужчины. «А монисто бренчало, цыганка плясала И визжала заре о любви.». Две последние строки возвращают читателя «в ресторан» и замыкают сюжетное кольцо произведения.

Образы и символы

Лирический герой Блока – это «эволюционирующий», меняющийся со временем герой. 

Цикл «Страшный мир», к коему относится стихотворение «В ресторане», является составляющей частью третьего тома «Трилогии вочеловеченья». Данный том отличается попыткой принятия окружающей действительности, в отличие от первых двух томов, которые являются отражением идеального мира и проявлением конфликта между реальностью и тем же идеальным миром соответственно. Поэтому все циклы третьего тома имеют легкий отблеск трагичности. 

Лирический герой «Страшного мира», в частности, стихотворения «В ресторане», — это человек переживающий, страдающий от осознания своей греховности, страдающий от безысходности, уставший от этого. На фоне безрадостных чувств еле-еле пробивается луч любови. Главным образом произведения является дама.

Проводя параллель между стихотворением «Незнакомка» (2 том, цикл «Горд») и стихотворением «В ресторане» (3 том, цикл «Страшный мир»), можно заметить изменения во взглядах поэта.

Два этих произведения рассказывают о событиях, происходящих в ресторане, но эпизод «Незнакомки» разворачивается в вечернее время суток, тогда как события второго произведения происходят на заре. Это можно связать с мировосприятием поэта в ранние и более поздние годы. Вечер – это тайна, вуаль, прикрывающая «ненужное» в мире, поэтому автор выбрал вечер, который позволяет видеть только желанное. Заря – это символ знания, прозрения, поэтому второй раз поэт выбрал именно это время суток. Сам автор стал опытней, мудрей, «взрослей». «В ресторане» больше нет облака домыслов. 

Говоря о схожести двух произведений, нельзя не заметить подобие в системе повествования.

«И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?)…»

«Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер)…»

В описании дамы также можно заметить некое подобие.

«Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне…

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами…»

«Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка…»

Все это говорит о новом взгляде на старое, о прозрении.

Стихотворение «В ресторане» наполнено символами, так же, как и «Незнакомка». Метафору «пожар зари» можно рассмотреть как символ отрезвления от опьяняющей мечты, осознание человеческой греховности, то есть и собственной греховности, что не могло не удручать поэта.

Нельзя не обратить внимание на цветовую гамму стихотворения «В ресторане».

«…раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари…»

Желтый цвет для Блока – это трагичный цвет, цвет праздности повседневной жизни. Именно поэтому автор зарю окрасил в данный цвет, поэт осознал неприятную реальность.

Но на небе есть фонари, которые являются символом озарения, истины, символом сердца, символом жизни. То есть в самом начале стихотворения поэт не позволяет ни себе, ни читателю полностью поверить в безнадежность.  

«Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи…»

Белая роза – это символ чистоты, непорочности, соответственно черная роза символизирует противоположное. Она всё та же прекрасная роза, но черная, цвета страданий и страха. 

Роза в бокале «золотого аи», то есть в бокале игристого вина, шампанского. Золотой цвет у Блока – это цвет любви, красоты, символ девичества и непорочности. Шампанское – это напиток аристократов, символ веселья и роскоши.  Соединяя всё это воедино можно сказать, что поэт всё ещё верит, знает о существовании идеала, пусть даже и «омрачённого» реалиями современной жизни. 

Особое место в поэзии Александра Александровича занимают звуки. 

«Где-то пели смычки о любви.»

«…в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки…»

«Зашептались тревожно шелка.»

«И, бросая, кричала: «Лови!..»
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.»

Пение, грохот, шепот, крики, бренчание, визжание – все эти разноплановые звуки являются символами, позволяющими точнее передать характер происходящего, описать ощущения, чувства автора. 

«А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.»

Две последние строки стихотворения тоже можно «расшифровать».

Образ цыган в литературе встречается нередко. Они символизируют свободу, вольнолюбие, независимость. Цыганка – символ радости бытия неиспорченной цивилизацией личности, женской красоты, любви. Упоминание в конце стихотворения о ней является отражением надежды, веры в свои идеалы, веры в Прекрасную Даму.

Темы, проблемы, настроение

Главная тема произведения «В ресторане» — это тема Любви. В поэзии Александра Александровича она занимает главенствующее положение. Эта тема проявляет себя по-разному в каждом новом стихотворении автора, приобретая то возвышенные, неземные черты, то черты трагические. 

Проблематика произведения «В ресторане» сводится к некой разочарованности в светлом чувстве, в идеалах. Но поэт будто пытается переубедить себя, читателя в том, что осознал, пытается сказать, что, возможно, мир не такой идеальный, как представлялся изначально, но и не такой мрачный, как может показаться на первый взгляд. 

За счет этого настроение стихотворения «В ресторане» волнообразное, послевкусие остается довольно приятным, без нот отчаяния.

Основная идея

Смысл произведения «В ресторане» — это осознание автором неидеальности окружающей действительности, разрушение устоявшихся идеалов поэта.

«Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.»

Данные строки можно считать отражением главной мысли стихотворения «В ресторане», так как они являются симбиозом Блоковских идеалов и Блоковского трагического осознания, являются чем-то новым, более реалистичным и живым. Идеальная любовь омрачена порочной действительностью, но человек может дотронуться до нее в мгновении созерцания красоты, молодости, грации. 

Анализ стихотворения «В ресторане» был бы неполным без списка средств художественной выразительности.

Средства выразительности

Обратите внимание на тропы в стихотворении «В ресторане». Главная мысль произведения воплощена в этих художественных средствах выразительности.

  1. Эпитеты: «бледное небо», «переполненный зал», «встретил смущенно и дерзко», «взор надменный», «обратясь намеренно резко», «презрение юное», «иступленно запели», «чуть заметное дрожание руки», «тревожно зашептались».
  2. Сравнения: «золотого, как нёбо», «рванулась движеньем испуганной птицы», «прошла, словно сон мой легка».
  3. Метафоры: «пожар зари», «сожжено и раздвинуто небо», «на желтой заре – фонари», «что-то грянули струны», «глубь зеркал».
  4. Олицетворение: «пели смычки», «запели смычки», «вздохнули духи, задремали ресницы», «зашептались шелка», «монисто бренчало».
  5. Анафора: «Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой легка…»
  6. На протяжении всего стихотворения встречается инверсия.
  7. Эллипсис: «И на жёлтой заре — фонари».
  8. Аллитерация: «грянули струны», «запели смычки», «вздохнули духи», «задремали ресницы», «зашептались шелка», «монисто бренчало» (повторяющиеся «рычащие», «звенящие» и «шипящие» звуки усиливают эмоциональный окрас произведения, позволяя читателю «глубже окунуться» в смысл стихотворения).

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector