История создания, открытия и изучения «Слова о полку Игореве»
История нахождения и создания «Слова о полку Игореве» довольно загадочная: учёные до сих пор не имеют единого мнения о том, когда и где эта рукопись была написана. Под вопросом остается и автор произведения. Однако Многомудрый Литрекон разобрался в хитросплетениях учёных книг и собрал интересные факты об авторе и истории создания «Слова о полку Игореве».
Тайна создания
Безусловно, история написания «Слова о полку Игореве» имеет значение не только для литературоведов и историографов, но также для установления подлинности самого произведения. Многие литературные критики и литературоведы полагают, что на самом деле произведение – подделка, не заслуживающая внимания. Однако большинство ученых (на настоящий момент) склоняются к тому, что всё же «Слово о полку Игореве» – настоящий памятник древнерусской литературы.
Историческая и летописная основа «Слова о полку Игореве» известна по многочисленным исследовательским трудам историков и литературоведов:
Исследователи «Слова о полку Игореве» предполагают, что произведение имеет южнорусское, скорее всего, киевское происхождение, так как в конце Игорь отправляется в Киев. Подтверждением этой версии служит и любовь Игоря к горам и природе Киева. Из текста видно, что автор хорошо знаком с другими русскими княжествами.
Кто написал «Слово о полку Игореве»? Во времена Средневековья было не принято подписывать работы по религиозным соображениям, потому что автор считал медиумом Бога и не смел приписывать себе то, что ему послано свыше. Но есть интересные версии на этот счет:
- Многие предполагают, что «Слово» было могло быть написано как одним человеком, так и целой группой. Однако сам текст произведения слишком сложен, чтобы сравнивать его автора с авторами других текстов того же времени. Например, «Задонщина», более поздняя эпическая поэма, совершенно несравнима по уровню сложности языка и композиции со своим более древним собратом. Некоторые думают, что «Слово» написал сам князь, некоторые, что член княжеской семьи, например, Ярославна, Владимир Игоревич и ряд других князей. Но все эти версии безосновательны и смахивают на гадание на древнерусской гуще событий, ведь Ярославна едва ли могла знать грамоту и претендовать на роль древнерусской Сапфо.
- Самой убедительной версией считается то, что автор «Слова о полку Игореве» — монах, знающий Бояна, древнерусскую геополитику и другие сведения по книгам, к которым у него, в отличие от всех остальных людей, был доступ. В те времена грамотой владели только избранные, и священнослужители входили в число таковых. Кроме того, только у них и было время писать поэмы, уединившись в келье, в то время как остальные люди трудились над материальными ценностями или были заняты в походах. Да и кто еще мог осмелиться сочинять поэму в назидание князьям? Только тот человек, за плечами которого стоит высший покровитель — Бог.
Тайна создания «Слова о полку Игореве» до сих пор не раскрыта, однако дальше мы попытаемся разобраться в уже более нам понятной и современной истории обнаружения рукописи и в её дальнейшей судьбе.
Обнаружение
Кто нашел рукопись «Слова о полку Игореве»? Она сохранилась в единственном списке, который входил в целый сборник древнерусских летописей, хронограф. Этот хронограф был приобретен графом Алексеем Мусиным-Пушкиным, любителем коллекционирования памятников русской древности.
- То, каким способом Мусину-Пушкину удалось раздобыть рукопись, вызывает споры до сих пор. На вопросы своих друзей и знакомых он отвечал, что купил эту рукопись у настоятеля Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле архимандрита Иоиля Быковского в конце 80-х годов 18 века. По словам коллекционера, Иоиль был человек начитанный и образованный, однако в монастыре остался один, терпел нужду, поэтому и решился продать графу Алексею хронограф, где, помимо других древнерусских рукописей, коллекционеру древностей удалось обнаружить и «Слово о полку Игореве», открытие которого он вменил себе в заслугу.
- Однако уже в 1990-х годах эта версия стала подвергаться сомнению. Исследователи пытались доказать, что Мусин-Пушкин, являясь обер-прокурором Синода (высокопоставленным чиновником в организации, контролирующей деятельность церквей), взял сборник из библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря зимой 1791-1792 года, присвоил его себе, а легенду с Иоилем выдумал. К тому же, многие ставили под сомнение начитанность самого Иоиля, хоть позже и были обнаружены его сочинения, свидетельствующие о незаурядном уме архимандрита.
Открытие «Слова о полку Игореве» удивительным образом совпало с конфликтом славянофилов и западников — двух точек зрения об историческом пути России. Славянофилы настаивали на замене иностранных слов русскими и всячески настаивали на том, что путь России пролегает вдали от западной цивилизации. Западники, напротив, утверждали, что Россия всегда развивалась вместе с западной цивилизацией и должна идти вместе с ней и дальше. Они предлагали оставить зарубежные слова в покое и даже заменить те, которые были неблагозвучны. И тут на волне споров появляется памятник древнерусской литературы, и такой, что затыкал за пояс многих современных русских авторов. Разумеется, это чудо многими воспринималось в штыки, да еще и на том основании, что рукописи никто не видел…
Судьба рукописи
История публикации «Слова о полку Игореве» выглядела так:
Проблема авторства
История изучения «Слова о полку Игореве», прежде всего, выделяет проблему авторства. Многие скептики утверждают, что «памятник древнерусской литературы» написал сам Мусин-Пушкин. Он был ярым патриотом и славянофилом, поэтому, конечно, хотел доказать всему миру, что русская литература самобытна. Он, будучи хранителем и исследователем древностей, мог стилизовать поэму под оригинал, а потом заявить, что рукопись утрачена. Но это только догадки, и прямых доказательств нет. Зато есть другие версии, говорящие о том, кто является автором «Слова о полку Игореве»:
- Исследователь «Слова о полку Игореве» А. Ю. Чернов предполагал, что автором произведения является князь Владимир Святославич.
- Юрий Сбитнев, другой исследователь произведения, настаивал на том, что автор – дочь князя Святослава Всеволодовича — Болеслава.
- Довольно слабой на этом фоне выглядит версия А. К. Югова, утверждающего, что автором произведения был певец Митуса. Такую версию сочли несостоятельной многие известные литературоведы, в том числе Сидоров, Рыбаков и Лихачёв.
- В 60-70-х годах 20 века разгорелась полемика по поводу теории, утверждавшей, что автором «Слова» является сам Игорь. Эту теорию, выдвинутую Шарлеманем, поддержали поэт И. И. Кобзев и В. А. Чивилихин. Однако в настоящее время ученые считают эту версию несостоятельной.
История создания произведения «Слова о полку Игореве» покрыта мраком неизвестности. В настоящий момент литературоведы пришли к выводу, что установить реального автора произведения уже невозможно. И о сей день среди исследователей «Слова о полку Игореве» идут жаркие споры об авторстве великого памятника древнерусской литературы, хотя цель создания «Слова о полку Игореве» — призыв к единению русских людей. Поэтому не стоит тратить время на толки, кто и как написал поэму. Лучше насладитесь ее анализом и сокращенным вариантом.
Автор: Кристина Вергара