История создания, открытия и изучения «Слова о полку Игореве»

История нахождения и создания «Слова о полку Игореве» довольно загадочная: учёные до сих пор не имеют единого мнения о том, когда и где эта рукопись была написана. Под вопросом остается и автор произведения. Однако Многомудрый Литрекон разобрался в хитросплетениях учёных книг и собрал интересные факты об авторе и истории создания «Слова о полку Игореве».

Тайна создания

Безусловно, история написания «Слова о полку Игореве» имеет значение не только для литературоведов и историографов, но также для установления подлинности самого произведения. Многие литературные критики и литературоведы полагают, что на самом деле произведение – подделка, не заслуживающая внимания. Однако большинство ученых (на настоящий момент) склоняются к тому, что всё же «Слово о полку Игореве» – настоящий памятник древнерусской литературы.

Историческая и летописная основа «Слова о полку Игореве» известна по многочисленным исследовательским трудам историков и литературоведов:

историческая основа Слова о полку Игореве

Исторические факты о «Слове о полку Игореве» не подлежат сомнению, ведь в те лихие времена Русь действительно страдала от набегов кочевников, и князья вплоть до начала татаро-монгольского ига вынуждены были отражать атаки новыми нападениями. Оседлый образ жизни древнерусских племен делал их удобной добычей для кочевников, но никакой идеологической вражды между ними не было, поэтому богатые пленники могли годами жить с половцами, дожидаясь выкупа.

Исследователи «Слова о полку Игореве» предполагают, что произведение имеет южнорусское, скорее всего, киевское происхождение, так как в конце Игорь отправляется в Киев. Подтверждением этой версии служит и любовь Игоря к горам и природе Киева. Из текста видно, что автор хорошо знаком с другими русскими княжествами.

Кто написал «Слово о полку Игореве»? Во времена Средневековья было не принято подписывать работы по религиозным соображениям, потому что автор считал медиумом Бога и не смел приписывать себе то, что ему послано свыше. Но есть интересные версии на этот счет:

  • Многие предполагают, что «Слово» было могло быть написано как одним человеком, так и целой группой. Однако сам текст произведения слишком сложен, чтобы сравнивать его автора с авторами других текстов того же времени. Например, «Задонщина», более поздняя эпическая поэма, совершенно несравнима по уровню сложности языка и композиции со своим более древним собратом. Некоторые думают, что «Слово» написал сам князь, некоторые, что член княжеской семьи, например, Ярославна, Владимир Игоревич и ряд других князей. Но все эти версии безосновательны и смахивают на гадание на древнерусской гуще событий, ведь Ярославна едва ли могла знать грамоту и претендовать на роль древнерусской Сапфо.
  • Самой убедительной версией считается то, что автор «Слова о полку Игореве» — монах, знающий Бояна, древнерусскую геополитику и другие сведения по книгам, к которым у него, в отличие от всех остальных людей, был доступ. В те времена грамотой владели только избранные, и священнослужители входили в число таковых. Кроме того, только у них и было время писать поэмы, уединившись в келье, в то время как остальные люди трудились над материальными ценностями или были заняты в походах. Да и кто еще мог осмелиться сочинять поэму в назидание князьям? Только тот человек, за плечами которого стоит высший покровитель — Бог.

Тайна создания «Слова о полку Игореве» до сих пор не раскрыта, однако дальше мы попытаемся разобраться в уже более нам понятной и современной истории обнаружения рукописи и в её дальнейшей судьбе.

Обнаружение

Кто нашел рукопись «Слова о полку Игореве»? Она сохранилась в единственном списке, который входил в целый сборник древнерусских летописей, хронограф. Этот хронограф был приобретен графом Алексеем Мусиным-Пушкиным, любителем коллекционирования памятников русской древности.

  1. То, каким способом Мусину-Пушкину удалось раздобыть рукопись, вызывает споры до сих пор. На вопросы своих друзей и знакомых он отвечал, что купил эту рукопись у настоятеля Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле архимандрита Иоиля Быковского в конце 80-х годов 18 века. По словам коллекционера, Иоиль был человек начитанный и образованный, однако в монастыре остался один, терпел нужду, поэтому и решился продать графу Алексею хронограф, где, помимо других древнерусских рукописей, коллекционеру древностей удалось обнаружить и «Слово о полку Игореве», открытие которого он вменил себе в заслугу.
  2. Однако уже в 1990-х годах эта версия стала подвергаться сомнению. Исследователи пытались доказать, что Мусин-Пушкин, являясь обер-прокурором Синода (высокопоставленным чиновником в организации, контролирующей деятельность церквей), взял сборник из библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря зимой 1791-1792 года, присвоил его себе, а легенду с Иоилем выдумал. К тому же, многие ставили под сомнение начитанность самого Иоиля, хоть позже и были обнаружены его сочинения, свидетельствующие о незаурядном уме архимандрита.

Открытие «Слова о полку Игореве» удивительным образом совпало с конфликтом славянофилов и западников — двух точек зрения об историческом пути России. Славянофилы настаивали на замене иностранных слов русскими и всячески настаивали на том, что путь России пролегает вдали от западной цивилизации. Западники, напротив, утверждали, что Россия всегда развивалась вместе с западной цивилизацией и должна идти вместе с ней и дальше. Они предлагали оставить зарубежные слова в покое и даже заменить те, которые были неблагозвучны. И тут на волне споров появляется памятник древнерусской литературы, и такой, что затыкал за пояс многих современных русских авторов. Разумеется, это чудо многими воспринималось в штыки, да еще и на том основании, что рукописи никто не видел…

Судьба рукописи

История публикации «Слова о полку Игореве» выглядела так:

Проблема авторства

История изучения «Слова о полку Игореве», прежде всего, выделяет проблему авторства. Многие скептики утверждают, что «памятник древнерусской литературы» написал сам Мусин-Пушкин. Он был ярым патриотом и славянофилом, поэтому, конечно, хотел доказать всему миру, что русская литература самобытна. Он, будучи хранителем и исследователем древностей, мог стилизовать поэму под оригинал, а потом заявить, что рукопись утрачена. Но это только догадки, и прямых доказательств нет. Зато есть другие версии, говорящие о том, кто является автором «Слова о полку Игореве»:

  1. Исследователь «Слова о полку Игореве» А. Ю. Чернов предполагал, что автором произведения является князь Владимир Святославич.
  2. Юрий Сбитнев, другой исследователь произведения, настаивал на том, что автор – дочь князя Святослава Всеволодовича — Болеслава.
  3. Довольно слабой на этом фоне выглядит версия А. К. Югова, утверждающего, что автором произведения был певец Митуса. Такую версию сочли несостоятельной многие известные литературоведы, в том числе Сидоров, Рыбаков и Лихачёв.
  4. В 60-70-х годах 20 века разгорелась полемика по поводу теории, утверждавшей, что автором «Слова» является сам Игорь. Эту теорию, выдвинутую Шарлеманем, поддержали поэт И. И. Кобзев и В. А. Чивилихин. Однако в настоящее время ученые считают эту версию несостоятельной.

История создания произведения «Слова о полку Игореве» покрыта мраком неизвестности. В настоящий момент литературоведы пришли к выводу, что установить реального автора произведения уже невозможно. И о сей день среди исследователей «Слова о полку Игореве» идут жаркие споры об авторстве великого памятника древнерусской литературы, хотя цель создания «Слова о полку Игореве» — призыв к единению русских людей. Поэтому не стоит тратить время на толки, кто и как написал поэму. Лучше насладитесь ее анализом и сокращенным вариантом.

Автор: Кристина Вергара

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *