Краткое содержание «Слова о полку Игореве»

Многомудрый Литрекон подготовил для вас краткий пересказ «Слова о полку Игореве», произведения древнерусской литературы, которое В.Г. Белинский назвал «прекрасным благоухающим цветком славянской народной поэзии». Основные события «Слова…» — это неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году и побег Игоря из плена. Автор произведения даёт собственную трактовку события и его последствий, что для литературы того времени было нетипично. Сюжет изобилует авторскими лирическими отступлениями (здесь он передается в сокращении, но с цитатами). В «Слове о полку Игореве» выражена идея единения Руси, эмоциональный призыв к князьям забыть вражду и объединиться против общего врага – половцев.

Вступление

Начинается «Слово…» с обращения автора к читателям, в котором он предлагает начать повесть «по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна», певца и сказителя времён первых княжеских усобиц. Боян, по мнению автора «Слова…», слишком высокопарно и обильно восхвалял князей, «растекаясь мыслью по древу». 

Если раньше песни исполнялись после ритуала (на стадо лебедей пускали 10 коршунов, и тот, чья птица быстрее долетит, пел песню), то теперь Боян просто пьет под звуки струн хвалу князю. Видимо, автор не одобряет такую легкомысленную забаву и излагает свою историю основательно и серьезно.

Поход Игоря 

Далее автор переносит читателя к Игорю и его храброму войску, выступившим в поход против половцев. Князь Игорь жаждет победы и преисполнен ратного духа, поэтому даже плохое предзнаменование – солнечное затмение, не может заставить его повернуть назад. 

Хочу положить свою голову
Или выпить шеломом из Дона

В поход вместе с Игорем также отправляется его брат Всеволод и другие собратья. Князья произносят воинственные речи и ведут воинов в Половецкие степи. Автор опять вспоминает Бояна, нелегко бы ему пришлось петь: не соколы сопутствуют дружинам, а галки. Плохие знамения преследуют их на пути: хищные птицы чувствуют скорое поражение Игоря и выжидают, волки воют в оврагах, лисицы брешут на русские щиты. Соловьи не поют, далеко русская земля.

Битва

После ночи в степи, рано утром русские войска «потоптали поганые полки половецкие» и получили богатую добычу (половецких девушек, золото, шелковые византийские ткани, плащи, знамена). После славной победы войско Игоря отдыхало в поле. «Далеко залетело!» — говорит автор о «храбром выводке» русских, таким образом, предвещая скорое возмездие «поганых» воронов — половцев. Но ханы Гзак и Кончак уже бегут на выручку…

На следующее утро поднялась кровавая зоря, сгустились черные тучи, пытались затмить четыре солнца (четырех князей). Начался бой: земля гудела, пыль покрыла поля, река стала мутной. Половцы, «дети бесовы», обступили русских со всех сторон. В самом центре боя сражался «ярый тур Всеволод», в пылу сражения забывший о своем положении, достоянии, милой жене, отчем престоле и кровоточащих ранах.

Из разгара сражения автор переносит читателей в прошлое Руси, вспоминая родоначальника бьющихся с половцами князей – Олега Святославича. В историю он вошёл как Олег Гориславич, ведь именно он положил начало междоусобным войнам на Русской земле. При Олеге «сокращались жизни людские», часто вороны каркали, трупы между собой деля». Но даже в то время не было такой рати, как войско Игоря. Три дня гремели сабли о шлемы, трещали копья, земля «костьми была посеена и кровью полита», прежде чем пало войско Игоря.

Тоска разлилась по Русской земле: жены оплакивали погибших мужей, застонали города от новых набегов осмелевших половцев. До похода Игоря киевский князь Святослав выгнал «поганых», но теперь они вновь стали ходить на Русь. Все корили Игоря, а сам он «пересел из седла золотого в седло рабское», то есть попал в плен.

Золотое слово Святослава

Накануне проигранной битвы, киевскому князю Святославу приснился «смутный сон», в котором наряжали его в чёрный саван, черпали «синее вино, с горем смешанное», и «сыпали на грудь крупный жемчуг», и всю ночь он слышал карканье воронов, улетевших к синему морю. Бояре объяснили сон горем, произошедшим с двумя русскими князьями. Тогда Святослав со слезами изрёк свое «золотое слово». Он сетовал на князей за их тщеславное желание искать славы и богатства для себя, за горе, обрушившееся на Русь после их бесславного похода. Великий князь киевский вспоминает, что в битве против, казалось бы, общего неприятеля князья не объединяются, не помогают друг другу, поэтому враг так силён. Святослав вспоминает всех князей, перечисляет их поименно, припоминая грешки и пороки, и призывает отомстить «за землю Русскую, за раны Игоревы». Русская земля должна быть едина, иначе враг одолеет ее.

Автор «Слова…» вновь в своих размышлениях о судьбе Русской земли отступает от повествования. Он продолжает мысль Святослава, приведя в пример недавно погибшего в битве с литовцами Изяслава, сына Василькова. В этой битве не помогли ему два родных брата — Брячислав и Всеволод, поэтому Изяслав «изронил жумчужную душу из храброго тела». Автор «Слова…» называет нынешнее поколение князей лишенными славы их дедов и с тоской вспоминает давние времена и первых князей. Тогда храбрый и мудрый Владимир, креститель Руси, часто ходил в военные походы, объединяясь с другими князьями. В нынешние же времена стяги князей развиваются врозь.

Плач Ярославны

Возвращаясь к повествованию об Игоре, автор переносит читателей на крепостную стену Путивля. Там плачет Ярославна, жена Игоря. Она обращается к ветру, к Днепру, к солнцу с просьбой вернуть ей милого и упреками в том, что силы природы не помогли ему в бою. Ярославна хотела бы полететь чайкой по Дунаю, омочить рукав в реке Каяле и утереть князю кровавые раны.

Силы природы, будто внимая мольбе Ярославны, указывают Игорю путь из плена на родную землю. Ночью при помощи крещеного половца Овлура князю удается сбежать. 

Побег Игоря

По пути Игорь благодарит реку Донец, которая взлелеяла князя и укрыла от половцев. Ей он противопоставляет коварную реку Стугну, в которой утонул юный Ростислав, брат Владимира Мономаха. Соловьи и дятлы указывали пленнику путь домой, и сама природа помогала ему бежать.

 По следам Игоря едут половецкие ханы Гзак и Кончак. Они говорят, что им делать с сыном Игоря, оставшемся в плену. Гзак предлагает убить «соколенка» золочёными стрелами, но Кончак считает, что лучше женить соколенка на «красной девице», дочке самого Кончака. Гзак не соглашается, ведь в таком случае и заложник и красная девица уйдут на Русь, а русские снова будут бить их в степи. 

Так говорили между собой половецкие ханы, а вот что в это время сказали Боян и Ходына, песнотворцы Святослава: «Тяжко голове без плеч, беда телу без головы» — так и Русской земле без Игоря.

И вот Игорь вернулся на родину: солнце светит, девицы поют, села рады, города веселы. Князь едет в стольный град Киев, помолиться в церкви святой богородицы Пирогощей. Автор присоединяется к ликованию простых людей и воспевает русских князей, призывая их бороться «за христиан против нашествия поганых!».

Автор: Ксения Яблокова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *