Что такое метамодернизм в литературе: кратко и понятно
По сравнению с российскими произведениями, в западной литературной критике имя Макьюэна все чаще связывают с метамодернизмом. В отечественной литературе термины, которые описывают ситуацию после постмодернизма, еще не определились. Метамодернизм можно широко охарактеризовать как реакцию на постмодернизм. Это направление стало основным стилем современной литературы, которая преодолевает модернистские традиции.
Содержание:
Определение и суть явления
Метамодернизм — это термин, который описывает состояние литературы с начала 2000-х и постепенно заменяет такие определения, как постпостмодернизм и перформатизм. Этот термин был представлен Тимотеусом Вермюленом и Робином ван дер Аккером. Их работы, включая монографию «Метамодернизм: Историчность, Аффект и Глубина после постмодернизма», стали главными источниками информации о данном явлении.
Не все авторы данной монографии соглашаются с употреблением термина метамодернизм, однако они подтверждают, что эпоха постмодернизма подошла к концу и существует необходимость в научном описании новой эпохи в литературе и искусстве. В предисловии к монографии А. Павлов подчеркивает:
«Литература остается наиболее удачной областью применения идей метамодернизма, в то время как ранее её описывали как постмодернистскую».
История явления
Термин «метамодернизм» впервые появился в 1970-х годах, но активно о нем начали говорить только философы и теоретики Тимотеус Вермюлен из Норвегии и Робин ван ден Аккер из Нидерландов. В 2009 году они запустили проект «Заметки о метамодернизме», в котором заявили, что метамодернизм — это не просто философия или литературный прием, а «структура чувства». Исторически метамодернизм следует за постмодернизмом и отражает состояние современной культуры, преодолевающей постмодернизм.
Различия в восприятии метамодернизма связаны с изменениями, происходящими в мире, что приводит к переосмыслению предыдущего опыта и концепций. Постмодернизм был основан на лингвистическом детерминизме, подчеркивающем доминирование языка и зависимость мысли от слов. В отличие от этого, метамодернизм акцентирует внимание на том, как язык используется в контексте, на рассказчике и на том, как он формирует свою идентичность через речь.
Основные характеристики
К важнейшим признакам метамодерна относятся:
- внимание к эмоциональному состоянию,
- новая искренность,
- новая сентиментальность (чувствительность, ощущение уязвимости), которая проявляется в специфическом способе восприятия и «вчувствования» в собственную жизнь,
- уникальный подход к переживанию каждого момента и осознанию этого опыта,
- акцент на реляционности, то есть на внимательном изображении всех нюансов человеческих отношений, особенно между автором и читателем,
- постирония, которая предполагает отказ от ироничного дистанцирования, характерного для постмодернизма.
Всё это приводит к повествованиям, которые на первый взгляд напоминают реализм, хотя на самом деле таковыми не являются.
Примеры
Многие исследователи метамодерна называют Иэна Макьюэна одним из первых представителей этого направления в литературе. К числу авторов, которые открыли путь метамодернизму, относятся Д. Ф. Уоллес и М. Данилевский.
Теоретики литературной критики в контексте метамодернизма, в отличие от постмодернистов, которые подбирали индивидуальность и обесценивали личные переживания, стремятся анализировать современную литературу с акцентом на характер и опыт личности. Литература и критика метамодернизма сосредоточены на человеческом опыте, что отражает централизацию субъекта.
Л. Тайсон, например, утверждает, что «художественные произведения акцентируют внимание прежде всего на опыте человека», тем самым подчеркивая необходимость создания теории субъективности для литературной интерпретации.
Другой теоретик метамодернизма, Д. Бьют, предлагает применять «феноменологический критицизм», что позволит «возобновить обсуждение человеческой сущности».
Для литературы метамодернизма также характерен возрождающийся интерес к психологизму. Писатели, такие как Д. Ф. Уоллес и Д. Эггерс, исследуют личность, в частности, как выявить истинные эмоции из множества возможных, а также как через повествование передать «самость», искренний опыт и подлинную сущность человека. Н. Тиммер приводит в пример Хэла Инкандензу — героя романа «Бесконечная шутка», который ощущает пустоту и нехватку глубины, но при этом не является «недалеким».
Таким образом, метамодернизм отражает виртуальность и жизнь на руинах сюрреализма и множественности XX века, поднимая вопросы о искренности и доверии, о природе чувств и ощущений, а также о социальных проблемах и вызовах, с которыми человечество сталкивается в настоящее время. Авторитеты метамодернизма стремятся предложить надежду на жизнь после симулякров и восстановление человеческого духа.
Метамодернизм в России
В России метамодернизм проявляется как попытка выйти из постмодернистского лабиринта цитат, симулякров и сомнений, не возвращаясь при этом к наивной искренности модерна. Это состояние «между» — между верой и сомнением, трагедией и юмором, смыслом и его отсутствием. И именно это «между» становится лейтмотивом новой русской культуры.
Метамодернистский дискурс в России набирает силу в литературе, кино, музыке и визуальных искусствах с начала 2010-х годов. Молодые авторы отказываются от постмодернистской отстранённости, но не теряют самоиронии. Они снова хотят говорить о любви, боли, родине, вере — но говорить иначе. Не громко и назидательно, а с колебанием, уязвимостью, личной интонацией. Это видно в поэзии современных авторов вроде Галины Рымбу или Фёдора Сваровского, где высокие темы неожиданно соседствуют с бытовыми деталями, языком интернета и эмоциями подростков.
Метамодернизм в России питается парадоксами самой эпохи. С одной стороны — цифровая культура, фрагментация сознания, постирония. С другой — острая жажда подлинного, настоящего, человеческого. Фильмы таких режиссёров, как Кантемир Балагов или Александр Хант, показывают мир одновременно абсурдный и трогательный, жестокий и нежный. Музыка новых независимых исполнителей — от Монеточки до Хадндада — строится на балансировании между шуткой и мольбой о любви. Это и есть метамодерн — игра с формой при серьёзности содержания.
Особенность российского метамодернизма в том, что он формируется в условиях социокультурной нестабильности. Это не только эстетика, но и способ существования в мире, где привычные координаты разрушены, а новые ещё не выстроены. Отсюда — особое внимание к уязвимости, искренности, памяти, поиску идентичности. Метамодерн не даёт ответов, он задаёт вопросы — с дрожью, с верой, с отчаянием и надеждой.
Таким образом, развитие метамодернизма в России — это не просто смена культурной парадигмы. Это внутренний сдвиг, попытка вновь найти смысл в мире, где он был дезавуирован. Это взгляд, в котором соседствуют слеза и смайлик, философия и мем, ирония и трепет. Это голос поколения, которое не хочет выбирать между серьёзностью и шуткой — оно выбирает быть настоящим.
Автор: Ольга Болгарина