Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» (С. А. Есенин)

В последние годы своей жизни Есенин был достаточно измотанным, «усталым», но именно в данный период из-под его руки вышло много произведений. Сергей Александрович чувствовал, что времени осталось немного… Спешил…Многомудрый Литрекон проанализировал одно из последних стихотворений Сергея Есенина, стихотворение «Мелколесье. Степь и дали…», и предлагает ознакомиться с его разбором ниже.

История создания

Стихотворение «Мелколесье. Степь и дали…» было написано в октябре 1925 года. 20-е годы в творчестве Сергея Есенина считаются очень плодотворными. В этот период созданы такие произведения, как «Анна Снегина», «Шаганэ, ты моя Шаганэ…», «Отговорила роща золотая…», «Пускай ты выпита другим…» и другие. В это время в произведениях появляются «надрывистые» ноты, ноты отчаяния и прощания.

1924 и 1925 годы у Сергея Есенина прошли в разъездах. Он несколько раз посетил Кавказ, достаточно часто ездил на свою малую родину – село Константиново. Тема Родины проходит красной нитью через всё творчество поэта, именно поэтому он так часто посещал место, где родился, вырос. Это источник его вдохновения. Есенин – поэт с крестьянской душой!

Говорят, что последняя поездка Сергея Александровича Есенина не удовлетворила его. Но по стихотворным строкам можно сделать другой вывод, что поэт испытал глубокую радость, покой и благоговение, посетив Константиново. Его одолела гордость, что он здесь родился, вырос.

Жанр, направление, размер

Жанровая принадлежность произведения «Мелколесье. Степь и дали…» — лирическое стихотворение. Произведения данного жанра являются отражением эмоционального состояния поэта в определенный период. Возможны некие погружения в глубины сознания, рассуждения, но не настолько глубокие, как в стихотворениях философской направленности. Здесь, скорее всего, ключевым моментом является отражение чувств, возникших внезапно, как реакция на что-то «обыкновенное», но очень значимое для автора.

Творчество Сергея Есенина — это что-то бесконечно искреннее, сердечное. Его произведения порождают, зажигают чувство патриотизма, любви к своей Родине, что особенно важно в нынешнее время.

На момент написания данного стихотворения Есенин уже давно не является имажинистом. Но некоторые черты все же объединяли его с ними – это образность и свобода, приобретшие у Есенина более «наполненную», осмысленную сущность.

Размер стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» – четырехстопный хорей. Рифмовка перекрестная с чередующимися женской и мужской рифмой.

Композиция

Стихотворение «Мелколесье. Степь и дали…» состоит из 7 строф. Смысловых частей также 7, они соответствуют строфам.

  1. 1 строфа – поэт только начинает «погружать» читателя в атмосферу своих эмоций, начинает издалека. Мелколесье, степь, дали – пейзажи, которые знакомы, по сути, всем. «Вот опять вдруг зарыдали разливные бубенцы.»Звенящие звуки поэт тоже слышит издалека.
  2. 2 строфа начинает «приближать» читателя к основному, к сути. Дорога уже имеет отличительную характеристику, она «неприглядная» и «любимая навек».
  3. 3 строфа – это обращение взора читателя к деталям, наиболее приближенным к писателю в данный момент, то есть мы становимся на его место, чтобы наиболее полно понять чувства и эмоции поэта. Есенин пишет о таких нюансах, которые не каждый заметит в силу своих приоритетов. «Звоны мерзлые осин» — строка, которая выражает внимательность писателя к самому родному, открывает его «сокровенные» знания о местах, которые для кого-то совсем обыкновенные, а для кого-то это целый мир. «У меня отец — крестьянин, ну, а я — крестьянский сын. Эти строки – знакомство. В них можно усмотреть добродетельную гордость поэта.
  4. 4 строфа также знакомит нас поэтом, но знакомит она больше с его внутренними устоями, с его отношением к жизни и нравственными приоритетами.
  5. 5 строфа продолжает знакомство с поэтом. Он уверен, что все, кто хоть однажды побывал здесь (описываемая местность), готов «бросится в объятья» данных пейзажей, «тот почти березке каждой ножку рад поцеловать».
  6. 6 строфа передаёт радость поэта, передает переполненность его души самыми благими чувствами, яркими эмоциями, которые проявляются слезами на его глазах. «Как же мне не прослезиться, если с венкой в стынь и звень будет рядом веселиться юность русских деревень.»
  7. 7 строфа – заключительная строфа. Скорее всего, в ней поэт пишет о «плодородности» русских деревень, то есть о многочисленности талантливых людей, вышедших из периферии, покоривших всю страну, мир, о множестве людей, которые не смогли оставить любимый край, вдохновляющий край и «отложили» свой талант в сторону. «Не одна лихая слава пропадала трын-травой.»

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» — сам поэт. Он едет по знакомой местности, по родной дороге, ведущей к дому. Лирический герой находится в движении, он путник – эта особенность характерна для лирического героя всех произведений поэта. Он может путешествовать по местности, а может путешествовать в памяти, в мыслях. В данном случае поэт едет домой, периодически ныряя в воспоминания, путешествуя по миру чувств и эмоций.

Основной темой есенинского творчества можно считать тему Родины. Все образы связанны также с ней.

«Моя поэзия богата одной любовью — любовью к Родине. Это — ведущая ее тема, которая питает все мое творчество» (С. А. Есенин)

Основным образом разбираемого стихотворения является малая Родина. Есенин описывает «мелкие», но значимые детали, звуки, дополняющие основной образ.

Хочется обратить особое внимание на то, что в большинстве своих произведений поэт пишет ни только об увиденном, но и об услышанном: «зарыдали разливные бубенцы», «звоны мерзлые осин», «с венкой в стынь и звень», «эх, гармошка, смерть-отрава, знать, с того под этот вой». Это может говорить о его внимательности, но не в смысле мозговой деятельности, а в смысле желания запомнить как можно больше, прочувствовать и передать «до конца».

Во всех произведениях Сергея Александровича прослеживается ряд определенных символов. В стихотворении «Мелколесье. Степь и дали…» встречаются некоторые из них.

«Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.»

Луна – один из часто встречающихся образов. Символизирует она изменение, преобразование, также является символом постоянного возвращения, повторяющихся процессов, а также символом материнства. Все эти объяснения сопоставимы с произведением Есенина.

Лирический герой едет домой, к родному, к родным, к истокам, видит что-то очень знакомое, но уже изменившееся. Луна проникает всюду, то есть лирический герой чувствует что-то наподобие ностальгии от всего увиденного, услышанного.

Стоит отметить, что степь – это тоже достаточно распространенный есенинский образ. Степь для поэта – это символ Родины, символ нерушимого.

Дорога является распространенным образом у поэтов. Лирический герой Есенина – путник, значит, следует обратить особое внимание на характеристику дороги.

«Неприглядная дорога,
Да любимая навек…»

Что это значит? Дорога – символ жизненного пути, судьбы. В произведении к ней употреблен эпитет «неприглядная», то есть непривлекательная, также поэт сразу признается в бесконечной любви к ней, то есть путь сложный, но изменить автор его бы не хотел.

Особое отношение у поэта к деревьям. В данном произведении встречаются образ осины и образ березы. Осина в фольклоре является символом горя, а береза – символ девичьей чистоты и красоты.

У Есенина слышны «звоны мерзлые осин», то есть можно предположить, что вспоминаются некие горестные моменты, но очень отдаленно, они «мерзлые».

Про березы автор пишет следующее:

«Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.»

Береза для Сергея Есенина является символом любви к Родине, то есть поэт настолько любит, настолько восхищается просторами родной страны, родного края, что готов расцеловать «ножки березы».

Обратимся еще к одному образу – образу гармони. Гармонь сама по себе является частью русского деревенского быта. Более того она – любимый инструмент Сергея Есенина. В юности поэт даже хотел издать книгу под названием «Гармоника».

Все произведения поэта очень музыкальны, многие из них переложены на музыку, в стихотворениях часто встречаются упоминания, уточнения о звуках. Все это говорит о любви поэта к музыке. И не удивительно, ведь в его семье все пели, а дедушка и мама играли на гармони. Гармонь является символом России, символом провинций.

«Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Пропадала трын-травой.»

Данные строки не очень лестно отзываются о гармони с одной стороны, но с другой – гармонь здесь выступает одной из причин, которые удерживают молодое поколение в малых селеньях, то есть автор практически «признается ей в любви», благодаря за вдохновение и силу действия на душу человека.

Темы, проблемы, настроение

Тема произведения «Мелколесье. Степь и дали…» – любовь к Родине. Данная тема является главной в творчестве поэта. Даже в любовной лирике присутствует образ родных пейзажей, дух родного края.

В ранний период творчества Сергея Есенина Родина – это село Константиново, где поэт родился, вырос, позднее Родина «расширила свои границы», поэт стал «гражданином всего мира».

Проблематикой произведения «Мелколесье. Степь и дали…» можно считать незримую, но такую ясную и вечную связь со своей малой Родиной, которую поэт ощущал, которую ощущает каждый из нас. Для поэта родное село – это источник жизни, источник вдохновения.

Настроение стихотворения достаточно спутанное. Оно наполнено радостными чувствами, нежностью и трепетом, но последняя строфа добавляет в общую палитру цвета сожаления.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…», ответ на проблематику произведения — это последняя строфа.

«Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Пропадала трын-травой.»

В данном четверостишии выражены и любовь к родному краю, и благодарность, и сожаление, и смирение. Многие люди настолько любят этот край, что не едут покорять столицу, и ни о чем не жалеют. Однако эту любовь, выраженную в звуках гармошки, автор сравнивает с отравой. Жители этих мест больны парадоксальным чувством к родному краю, которое не отпускает их в путь. И дорога-то неприглядна, и места эти бесприютны, но люди любят именно это место, предпочитают его большим возможностям и перспективам. Двойственность образа гармошки и мелколесья — это и есть смысл стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…». Автор показывает обе стороны медали, не отдавая ни одной предпочтения. С одной стороны, люди любят свою малую Родину, и она придает им силы. С другой, она же и ограничивает их в поисках себя. Есенин выбрал дорогу за пределами родного села, он реализовал свой потенциал, но стал ли он от этого счастливее? Вот вопрос, который мучал автора до конца его дней.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Мелколесье. Степь и дали…» дополнят анализ по плану:

  1. Эпитеты: «разливные бубенцы», «неприглядная дорога», «любимая навек (дорога)», «всякий русский человек», «чахленькая местность», «лихая слава».
  2. Метафоры: «свет луны во все концы», «звоны мерзлые осин», «березке каждой ножку рад поцеловать», «веселиться юность русских деревень».
  3. Олицетворение: «зарыдали бубенцы».
  4. Фразеологизм: «трын-трава».
  5. Диалектизмы: «звень» (поэтическое слово).
  6. Просторечье: «стынь».
  7. Эллипсис:

«У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.»

  1. На протяжении всего произведения встречается инверсия (например, «вдруг зарыдали разливные бубенцы», «ездил много всякий русский человек», «не видал я много лет»).
  2. Односоставные предложения: «Мелколесье.».
  3. Риторическое восклицание: «Эх вы, сани! Что за сани!».

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *