Краткое содержание статьи «Темное царство» (Н.А. Добролюбов)

Краткий пересказ статьи Николая Александровича Добролюбова «Темное царство» поможет Вам вспомнить сюжет пьесы “Гроза”, проанализировать данное произведение и рассмотреть его с точки зрения литературного критика. Многомудрый Литрекон напоминает, что ссылка на критику сделает ваши аргументы в сочинениях более яркими и интересными.

Взгляд Добролюбова на критику пьесы

В своей статье Добролюбов отмечает, что дискуссии о пьесе «Гроза» затронули ключевые вопросы русской жизни и литературы предреформенной эпохи, особенно проблему народа и национального характера, а также поиск положительного героя. Различия в восприятии народа породили множество трактовок произведения.  

Критик выделяет несколько подходов:  

  • Крепостнические взгляды (например, Н. Павлов), осуждающие пьесу;  
  • Либеральные суждения (А. Пальховский), выражающие умеренную позицию;  
  • Славянофильские оценки (А. Григорьев), где народ представлен как пассивная масса, не способная породить сильную личность.  

Эти критики, игнорируя силу протеста Катерины, изображали её слабой, безвольной и аморальной. В их интерпретации героиня не обладала качествами, достойными национального характера, а истинно народными считались смирение и покорность.  

Добролюбов раскрывает связь между подобной критикой и социально-политическими убеждениями её авторов: они заранее решают, каким должно быть произведение, и оценивают его через призму своих представлений. Он обвиняет их в субъективизме и антинародности, противопоставляя их взглядам подлинную народность, воплощённую в творчестве Островского.  

«Пьесы жизни» Островского  

Добролюбов определяет пьесы Островского как нечто принципиально новое – не комедии интриги или характеров, а «пьесы жизни». Их сила – в правдивости, широком охвате действительности и глубоком проникновении в человеческую психологию. Островский, по мнению критика, сумел выразить общие стремления русского общества, что и делает его творчество по-настоящему народным.  

Новаторство драматурга проявляется в том, что центральное место в его произведениях занимает не сюжет, а сама жизненная среда, которая формирует характеры. В отличие от традиционных пьес, где герои осознанно борются за свои цели, у Островского персонажи часто не понимают смысла своей борьбы. Его драмы не делят мир на однозначных злодеев и жертв, а вовлекают зрителя в сложные жизненные коллизии. 

«Самодурство» в «Грозе»  

В ранних пьесах Островского самодуры чувствовали себя безнаказанно, но в «Грозе» их уверенность пошатнулась. Дикой и Кабаниха по-прежнему правят «тёмным царством», но их власть уже не абсолютна: они тревожатся, видя, как рушится привычный уклад.  

Кабаниха проклинает железную дорогу как «дьявольское изобретение», но люди продолжают ею пользоваться. Дикой пугает окружающих грозой как «божьей карой», но Кулигин объясняет её с научной точки зрения. Даже слуги вроде Глаши начинают сомневаться в страшилках Феклуши.  

Однако крепостники отчаянно цепляются за власть, что проявляется в их поведении:  

  • Дикой – вечно недоволен и агрессивен;  
  • Кабанова – подозрительна и придирчива.  

Критик видит в Калинове символ внешней устойчивости и внутреннего разложения крепостнической системы.  

Катерина: «луч света в тёмном царстве»  

Добролюбов называет Катерину шагом вперёд не только для Островского, но и для всей русской литературы. В отличие от героев Писемского и Гончарова, приспосабливающихся к обстоятельствам, она воплощает новый тип личности – решительной и готовой на протест.  

Её характер формируется с детства: она эмоциональна, искренна и не мирится с ложью. Любовь к Борису и самоубийство – не слабость, а высшее проявление силы. Добролюбов подчёркивает, что её гибель – не поражение, а вызов «тёмному царству».  

Катерина отражает пробуждение народного сознания. В её образе критик видит предвестие революционных перемен, а её протест – зародыш будущей борьбы против угнетения.  

Другие персонажи: степени сопротивления  

Тихон – безвольный, но в финале осознаёт вину Кабанихи, хотя и не способен на решительные действия.  

Борис – «образованный Тихон», зависимый от самодуров и потому бездействующий.  

Кулигин – верит в просвещение, но бессилен против произвола.  

Кудряш и Варвара – приспосабливаются, но не борются.  

Значение «Грозы»  

Добролюбов называет «Грозу» самым смелым произведением Островского, где конфликт доведён до трагической развязки. Но в этом – и её оптимизм: самодурство обречено, а такие люди, как Катерина, несут в себе надежду на перемены. 

Её образ – это «луч света», символизирующий неизбежность краха старого порядка.

Автор: Ольга Болгарина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *