Характеристика Варвары в пьесе «Гроза» (+ таблица с цитатами)
Характеристика Варвары в пьесе «Гроза» с цитатами и таблицей представлена в двух вариациях. Многомудрый Литрекон предлагает взглянуть на этот образ с нескольких ракурсов. Приятного просвещения!
Вариант 1: Кратко
(441 слово) Варвара Кабанова – второстепенное действующее лицо драмы Александра Островского «Гроза». Несмотря на то, что её судьба не является центром внимания зрителя, героиня оказывает значительное влияние на главных персонажей и во многом определяет развитие действия. Образ Варвары неоднозначен и интересен для анализа.
С одной стороны, по мнению многих критиков, Варвара является персонажем сугубо отрицательным. Следуя метафоре «город Калинов – тёмное царство», предложенной Н.А. Добролюбовым, Варвару определяют как личность, подстроившуюся под правила, навязанные самодурами-«царями» – Кабанихой и Диким. Действительно, будучи младшим ребёнком богатой купчихи Марфы Кабановой – деспотичной, навязывающей домостроевские, патриархальные порядки не только своим домочадцам, но и всему городу, озлобленной купчихи – Варвара не решается открыто противоречить матери и идти против установившихся порядков. Этому она предпочитает плетение интриг, постоянную ложь и упражнения в собственной хитрости, не знающей границ:
«А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
Запутавшись в собственных интригах, Варвара завлекает в эти сети и Катерину, подталкивая её к обману и супружеской измене. Когда же напряжение в Калинове достигает апогея и Катерина от безысходности топится в реке, Варвара и её возлюбленный, Ванька Кудряш, незаметно исчезают, навсегда сбегают из «тёмного царства», оставив его жертв, потерянных и не понимающих, как жить дальше.
С другой стороны, в каких бы тёмных тонах не вырисовывался образ Варвары при первом на него взгляде, к каждому аргументу против неё есть «но». Варвара не решается на открытый протест и не противостоит матери, но так происходит лишь потому, что Кабаниха оказывает на всех вокруг себя колоссальное психологическое давление, не оставляя возможности от него оправиться. Поэтому все попытки Варвары идти против матери выливаются лишь в пассивную агрессию и не выходят за её пределы. Однако сказать, что Варвара безропотно подчиняется законам «тёмного царства», нельзя. Не имея возможности открыто идти против самодурства матери и Дикова, девушка с юных лет приучилась лгать и изворачиваться, строя собственное счастье втайне от чужих глаз. Возможно, будь Варя более образованной и менее задавленной купеческими патриархально-домостроевскими порядками, навязанными Кабанихой, её отношение к жизни сложилось бы иначе.
Тем не менее, Варвара остаётся единственным человеком, искренне поддерживающим Катерину. Она предлагает ей путь лжи и измены не из желания совратить чистую душу, но лишь потому, что сама так живёт и считает это нормальным. Для Катерины этот путь однозначно неприемлем, но Варвара об этом просто не задумывается – здесь нельзя обвинить её в злом умысле. А то, что в финале драмы Варвара сбегает с Кудряшом – не что иное, как закономерный итог её хитросплетённых интриг и планов. Варвара хитрит не из злобы или жестокости, но потому, что у неё нет возможности вести себя иначе. Возможно, если бы Катерина росла в Калинове вместе с Варварой, она бы тоже сбежала из города вместе с Борисом или кем-нибудь ещё, не терзаясь сомнениями и муками совести.
Вариант 2: Подробнее
(447 слов) В драме А.Н. Островского «Гроза» важную роль играет Варвара Кабанова, сестра Тихона, мужа Катерины. Героиня является представительницей молодого поколения Калинова, угнетенного постоянной необходимостью подстраиваться под ханжеские установки «темного царства». Она, как Тихон, Катерина и Борис, не может жить так, как хочет, но находит свой выход в хитрости и лицемерии.
Ознакомившись со списком действующих лиц драмы, мы едва ли что-то узнаём о Варваре, кроме её родственных связей с Кабановыми. Однако уже в первом действии нам раскрываются ключевые черты её характера. Вся семья главных героев страдает от гнёта Кабанихи (Марфы Кабановой), матери Тихона и Варвары. Никто не смеет ей противоречить, но если муж Катерины боится сказать лишнее слово, а Катерина старается поддержать со свекровью уважительный диалог, то Варвара создает иллюзию покорности, но внутренне негодует и протестует против тирании матери. Но и она не смеет открыто выразить свой протест, поэтому в ремарках к её речи здесь часто встречаем «про себя», «в сторону»:
«Не уважишь тебя, как же!»;
«Нашла место наставления читать»
Если, следуя мысли Н. А. Добролюбова, рассматривать город Калинов как «тёмное царство», то Варвару нельзя ни причислить к нему, ни противопоставить, как Катерину. Девушка, выросшая в этой среде, подстроилась под неё, научилась уживаться с деспотичной матерью в патриархальных реалиях местного общества. Варвара выбрала для себя путь обмана и хитрости: она встречается по ночам с Ванькой Кудряшом, конторщиком Дикова, украв у Кабанихи ключ от калитки, и считает возможным и для Катерины путь лицемерия: можно ужиться с консервативными устоями, тайно позволяя себе всё что угодно:
«А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»
Итак, Варвара хитрая, расчётливая, изворотливая и лицемерная – такой её вынудила стать среда, в которой девушка выросла. Она научилась жить в Калинове, быть смелой, рассудительной, на всё иметь собственную точку зрения и быстро принимать решения. Эти её качества обусловлены тем, что она приспособилась к «тёмному царству». Такой образ жизни научил её практичности. Но даже купеческое патриархальное воспитание не лишило девушку свободолюбия.
Варваре не чужды человечность и сострадание – она сочувствует Катерине, жалеет её и совершенно искренне предлагает ей изменить мужу. Это нельзя назвать выражением её безнравственности – девушка действительно не видит в этом ничего предосудительного. Но для Катерины, чужой в среде города Калинова, не умеющей подстроиться и жить, лицемеря и изворачиваясь, путь Варвары не приемлем. И именно попытка пойти по нему привела женщину к трагической гибели. А Варвара остаётся жить и в итоге сбегает с Кудряшом из города, в котором выросла и который научил её врать, но при этом быть смелой и решительной.
Характеристика Варвары позволяет читателю увидеть злонравие устаревших купеческих порядков. Они никого ничему не учат, а лишь развращают личность. Внешнее ханжество уживается с безнравственностью и цинизмом. Эта смесь порождает человека, который исповедует двойные стандарты: одни напоказ, другие — реальные — в жизни за закрытыми дверями.
Таблица: Черты характера Варвары
Черты характера Варвары | Цитаты |
Деловитость и практичность |
|
Самокритичность и свободные нравы |
|
Лицемерие и лживость |
|
Хитрость и изобретательность |
|
Решительность и смелость |
|
Безнравственность |
|
Гордость и сила характера |
|
Искреннее желание помочь Катерине |
|
Автор: Фаина Пастернак