Краткое содержание сказки «Орёл-меценат» (М.Е. Салтыков-Щедрин)

Краткий пересказ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Орёл-меценат» от Многомудрого Литрекона — замечательное подспорье в самообразовании. Ведь современным людям сложно выкроить время на чтение оригиналов, а узнать сюжет все-таки хочется. Да, основные события в сокращении не заменят полноценного знакомства с литературой, но хотя бы помогут составить мнение о ней и заинтересуют читателя. Приятного просвещения!


(450 слов) Как-то раз орёл, беседуя с орлицей, пришел к выводу, что жизнь его стала скучна и однообразна. Тут мысль пришла ему в голову: что если восстановить уклад жизненный, как у помещиков раньше было? Другие птицы бы ухаживали бы за ним и исполняли его прихоти и приказы. С этой мыслью позвал орёл к себе сокола, ястреба и коршуна.

Выслушав идею орла, полетели птицы на исполнение его приказа. Нагнали стаю ворон, записали их и выписали накладные. Гагары и коростели вошли в состав оркестра, скоморохами сделали попугаев, сорока-белобока отвечала за казну, а филины и сычи должны были дежурить по ночам. Кукушка осталась при орлице гадалкой, а её детей в приют предопределили.

Создали двор, да только чего-то не хватало в нём, долго думали, чего не хватает, и нашли пропуск. Необходимо было организовать науку и искусства при дворе. Особенно поддержали эту идею дятел, соловей и снегирь. Последний отвечал за выпуск газеты «Вестник лесов». Дятел был историком и ученым, публиковал работы свои. Соловей же был певцом, который мечтал о славе.

Собрались три птицы и направились к орлу, чтобы побудить его к распространению науки и искусства во дворе. С позволения орла во дворе начали активное обучение, построили школы для юный птенцов, где обучали грамоте, чтению и искусству. Орёл же назначил дату, когда руководители групп прибудут к нему для состязания между собой, чтобы продемонстрировать, чего они достигли.

Наступил день показов, первым своё выступление начал снегирь, чей доклад показался ему понятным. Он прославил идеальную жизнь без совести, и эта идея была близка орлу. Дятел же, рассказывая про генеалогические древо, повел родословную орла от солнца, льстя ему. Когда свою песнь запел соловей, то орёл не понял, о чём глаголит птица ему, и разозлился. Позвал орёл Василия Кирилыча Тредьяковского, чтобы тот перевел ему речь соловья на доступный язык. Тот рассказал орлу, что повествуется о холопском быте. Наградил «барин» учёного ожерельем, а соловья приказал погнать прочь.

«Золотой век» во дворе продолжался, птенцы продолжали ходить в школы, а сокол и сова предприняли попытку обучить грамоте и науки самого орла. Тяжело давалось это дело «барину», он сильно злился из-за этого. Так, в один день, он настолько впал в бешенство, что разорвал на куски своих некогда учителей.

Через месяц после этого происшествия «золотой век» вовсе сошел на нет: вороны воровали, соловьи фальшивили, даже к орлу и орлице еду подавали испорченную. Грамотность жестоко каралась, так, первой жертвой стал дятел, который за то, что знал азы, был заточен в кандалы. День за днем двор пустел, оставались лишь ястреб и коршун, которые скрывали свою грамотность от орла. Вороны последние покинули двор, напоследок упомянув азбуку. Орёл хотел было догнать их, но от ленивого «барского» образа жизни не смог пролететь долго. Вернувшись в гнездо, он сказал орлице, что «это послужит орлам уроком». Что именно – орёл не уточнил.

Автор: Полина Чернышова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *