Краткое содержание романа «Обрыв» (И.А. Гончаров): часть 3
Третья часть романа «Обрыв» Ивана Александровича Гончарова – это кульминация затянувшегося душевного кризиса Райского и начало его исцеления. Здесь, в живописном уголке России, под сенью садов и предрассудков, разворачивается драма любви, долга и морального выбора. Краткое содержание третьей части, подготовленное Многомудрым Литреконом, позволит Вам следить за развитием сюжетных линий, увидеть, как раскрываются образы главных героев, и понять, какие нравственные уроки извлекает Борис Петрович из своего пребывания в Малиновке. Обязательно прочтите краткие содержания и остальных частей (предыдущие 1 и 2). Приятного просвещения!
Содержание:
Главы 1-3
Райский, считая себя современным, верил в прогресс, но не отвергал прошлого, предпочитая наблюдать. Он видел здравый смысл в мудрости старшего поколения. Открытие смелости и жажды нового в Вере сначала поразило его, а потом напугало; он увидел в ней потенциал и желание найти правду и решил помочь ей на этом пути.
Чтобы отвлечься от Веры, Борис Петрович избегал её, обещал себе работать над собой. Он даже заприметил хорошенькую девушку в слободе, флиртовал с ней, и его развлекала её «мудрость», полученная из жизненного опыта; чтобы окончательно доказать себе свою победу над чувствами к Вере, Райский пообещал бабушке навестить её и даже появиться на воскресном чаепитии.
На воскресном чаепитии у Бережковой, Райский, привлекая внимание своей неформальностью, оказался в центре пестрой компании: от важных чиновников до помещиков с политическими вопросами. Разговор коснулся крестьянского вольнодумства, ирландского вопроса и восточных притеснений. Появление Полины Карповны и её перепалка с Нилом Андреичем внесли сумбур, завершившийся уходом гостьи. В финале появилась Вера, вновь приковав к себе внимание Райского, несмотря на утомительную обстановку. Грубые выходки Нила Андреича и защита Райским Полины Карповны обернулись скандалом: гости разбежались, Райский обвинил Нила Андреича в злоупотреблениях. Неожиданно Бережкова встала на защиту внука, унизив Нила Андреича, который в страхе ретировался. Пораженный величием бабушки, Райский получил поцелуй от неё и от Веры. Бережкова, осознав неловкость ситуации, отправила Райского к губернатору, а сама поехала мириться с Полиной Карповной.
Нил Андреич, лишившись авторитета после конфликта, был проигнорирован. Райский, мимоходом упомянув его в романе, был впечатлен преображением Татьяны Марковны, написав ее портрет. Сама Татьяна Марковна, несмотря на облегчение, чувствовала неловкость.
Поцелуй Веры не привёл к сближению с Райским (поскольку она не хотела сближения), который решил уехать в ближайшее время. Борис Петрович, сблизившись с Верой только как «брат», был разочарован ее равнодушием и нежеланием открываться. Их разговор о дружбе и свободе закончился компромиссом, но Вера так и осталась загадкой и «дилетантом свободы».
Главы 4-7
Вера всё ещё неприступна, предчувствует его ухаживания и гордо их отвергает. Райский понимает её чуткость и ум, но безуспешно пытается разгадать её тайны. Из-за этого он раздражается и мучается.
Пытаясь забыть Веру, Борис Петрович следит за ней, флиртует с другими, но безуспешно. В конце концов, он решает, что свободен от любви, и объявляет о своем скором отъезде.
Марк, друг Райского, поддразнивает его, утверждая, что он все еще влюблен и должен заплатить за пари. Райский отказывается. Марк предсказывает, что Райский не уедет и не закончит свой роман.
Райский, решив отомстить Вере за свою слабость, планирует разговор, в котором он представит себя равнодушным и увлеченным другими женщинами. Он узнает, что она прячет письма, и ему удается одно из них добыть. Одно из писем от Полины, которая просит Веру уговорить Райского написать ее портрет. В итоге, Райский соглашается на это только при условии присутствия Веры и демонстрации второго письма. Второе письмо, адресованное подруге Наташе, содержит жалобы Веры на Райского, его навязчивость и непостоянство. Прочитав письмо, Райский понимает, что оно не то, что он ожидал.
Райский мучается вопросом о таинственном (втором) письме Веры, в котором видит источник ее власти над ним. Наконец, Вера говорит, что письмо от попадьи, и Райский успокаивается, решив уехать и оставив свою одержимость. Он радуется, строит планы, но перечитывая письмо Веры, с ужасом осознает, что ее слова «не писала никому» противоречат объяснению про попадью. Мысль о тайном адресате возвращает его к мучительной ревности.
Борис Петрович согласился написать портрет Полины Карповны ради Веры. Во время сеанса Райский, испытывая неприязнь к модели, измучил её позированием до обморока. После ухода Крицкой, Райский попытался выяснить у Веры правду о загадочном письме и выразил обиду из-за её недоверия. Райский, отчаянно нуждаясь в доверии Веры, чтобы узнать правду и уехать, отложил свой отъезд. Он жаждал страсти и любви Веры, но не получал взаимности. Прочитав письмо Веры к подруге, где она признавала его достоинства, у него появилась надежда на сближение. Он был готов признаться Вере в своих чувствах, решив, что либо добьется взаимности, либо погибнет.
Главы 8-11
Райский, стремясь узнать тайну письма и добиться от Веры взаимности, попытался выяснить её чувства, но Вера переложила решение на него. После признания в любви, он получил отказ, а девушка заявила, что не виновата в его чувствах.
Пытаясь добиться признания, Райский обвинил Веру в злости и эгоизме. Затем Вера призналась в любви к другому, но отказалась назвать имя, в конечном итоге заявив, что всё выдумала. Отчаявшись, Райский предложил Вере стать его музой, но получил лишь просьбу уехать. Разговор закончился безрезультатно, и Вера попросила Райского оставить её в покое.
Райский, стремясь пробудить в Вере страсть, живописал её как высшее блаженство, захватывающее и всепоглощающее. Вера, заинтересовавшись, позволила Райскому приблизиться и взять её за руку. Однако, очнувшись, она вновь попросила его уехать. Райский, разочарованный, попытался напоследок выяснить правду о её возлюбленном и письме, но Вера всё отрицала и настояла на его отъезде. Райский отказался уезжать, а Вера, покорно уступив, дала понять, что разговор окончен. В этот момент кто-то попытался открыть дверь.
Василиса сообщила Райскому, что его срочно ждет губернатор и какой-то «взлызастый» гость. Волохов, явившись к Райскому, признался, что из-за распространения крамольных книг среди молодежи (в том числе книг Райского) его вызвали в полицию, где он указал на Райского как на источник.
Волохов предложил Райскому взять вину на себя, обещая, что тому ничего не будет, а сам он избежит тюрьмы. Райский отказался. После визита к губернатору, Райский узнал об отъезде Веры с Мариной, и, поговорив с Савелием о свободе Марины, пожалел и его, и себя.
После отъезда Веры Райский страдал от одиночества и мучился тайной её натуры и чувств. В разговоре с бабушкой он выяснил, что Вера никому не доверяет, а её подруга, попадья, отличается кротким и зависимым характером. Борис Петрович заключил, что Вере нравятся «рабы». Бабушка предположила, что Вере мог бы подойти в мужья лесничий. Приезд Полины Карповны, настойчиво требовавшей портрета, прервал этот разговор. Она, покорив Райского, привезла его домой и разыграла кокетливую сцену с полумраком, шампанским и признаниями. Борис Петрович, наблюдая за её маневрами, решил разоблачить её, притворившись страстно влюбленным. Крицкая, испугавшись, отступила. Скучая, Райский собрался уходить, и Крицкая подвезла его. Вскоре весь город знал об их романе. Райский попросил отвезти его к дому Козлова, где его ждала жена Леонтия, вызвав ужас у Крицкой, боявшейся разоблачения. Райский проигнорировал её протесты и вошел в дом.
Главы 12-13
Встреча с Крицкой пробудила в Райском долг перед Леонтием. Придя к его жене, Ульяне Андреевне, он столкнулся с ее фамильярностью и воспоминаниями о прошлом. Райский, пытаясь пресечь ее ухаживания, безуспешно напоминал о Леонтии. Ульяна Андреевна, признавшись в нелюбви к мужу, попыталась соблазнить Райского, но была отвергнута. Она забрала его шляпу и, заманив в комнату, заперла дверь. Райский, восхитившись её красотой, все же упрекнул в аморальности, но Ульяна Андреевна осталась непреклонна.
Ульяна Андреевна, заметив презрение Райского, в досаде стала ощипывать цветы. Райский, сравнив её с «русалкой», упрекнул в отсутствии совести и оскорблении друга. Она возразила, что Леонтию всего достаточно, а ей нужна любовь. Объявив, что для мужа важен лишь покой, она страстно поцеловала Райского. Он, опомнившись, напомнил о долге перед Леонтием и упрекнул её в отсутствии стыда. В отчаянии она призналась в тоске и скуке. Райский настаивал, и, наконец, она бросила ему ключ от двери, закричала и оттолкнула его.
Райский, испугавшись истерики Ульяны Андреевны, попытался успокоить её, но она рыдала и терзала себя стыдом. Он разорвал её платье и положил на диван, пытаясь привести в чувство. Ульяна Андреевна то приходила в себя, то снова металась. Райский, осознав, что разбудил стыд слишком резко, побежал искать помощи, но никого не нашёл. Вернувшись, он зажимал ей рот поцелуями. Постепенно она успокоилась и, стиснув его, прошептала, что он теперь её. Райский, очарованный её красотой, не сопротивлялся и ответил на её поцелуй. «Громы» умолкли.
Райский, «исполнив долг» перед Леонтием и Ульяной Андреевной, терзался, осознавая бессилие воли. После встречи с Ульяной Андреевной, Райский в унынии отправился в грозу в сад, где заблудился. На дороге он встретил Веру с лесничим Тушиным. Райский узнал в лесничем претендента на руку Веры. Разглядывая Тушина, он удивлялся выбору Веры. Тушин заботливо ухаживал за Верой, а Вера хвалила его надежность. Тушин предложил Вере спасаться от гроз в его лесу, намекая на свою защиту.
Райский ревниво наблюдал за Тушиным, его взглядом, речами, полными нежности и почтения к Вере. Райскому казалось, что все, даже равнодушные свидетели, замечают симпатию лесничего к Вере. Атлет и здоровяк, Тушин робел перед Верой, взвешивал слова и боялся показаться неуклюжим. Райский, считая его «рабом», ожидал увидеть смущение и у Веры, но ее поведение оказалось неожиданным.
Главы 14-15
Райский, очарованный простотой и доверием, которые Вера проявляла к лесничему Тушину, пытался понять их связь. Иван Иванович, простой и открытый, жил в лесу, где руководил лесным хозяйством. Райский заметил, что Тушин обожает Веру, а девушка ему доверяет. Пытаясь выяснить отношения между Верой и Тушиным, Райский заметил, что Вера скрывает какую-то тайну и внутреннее ликование. Он спросил, счастлива ли она, но Вера ответила уклончиво. Вера призналась, что ей хорошо с Тушиным, но Райского укусила ревность. Они поссорились, и Райский заявил об отъезде. Однако Вера, лукаво улыбаясь, остановила Райского и попросила его остаться. Райский пообещал покоряться всему, и Вера приняла его предложение, сделав его своим рабом. Райский был счастлив и успокоился, заключив, что не Тушин — её герой.
Райский ликовал, став «рабом» Веры, и счастье одолело его. Лесничий уехал, и Борис Петрович, подражая Тушину, обожал девушку. Вера была добра и ласкова, но иногда уходила в уединение, что тревожило Райского и бабушку. Однажды она исчезла, вызвав их беспокойство, особенно из-за её «экстаза», как выразился Райский. Бабушка предостерегла Райского, боясь трагедии в отношениях с девушкой и переживая за саму внучку:
«ты там с Савельем и с Мариной, с Полиной Карповпой или с Ульяной Андреевной сочиняй какие хочешь стихи или комедии, а с ней не смей! Тебе – комедия, а мне трагедия!»
Бабушка, подозревая, что Вера влюблена, наблюдала за ней, а там и решила прибегнуть к некоторым приёмам (например, аллегории) – предложила читать вслух нравоучительный роман о гибельных последствиях неповиновения родителям. Но Вера скучала во время чтения, не проявляя никаких признаков волнения, что расстраивало бабушку. После окончания чтения Вера выразила своё недовольство, и бабушка попыталась её наставить. В конце разговора Вера попросила бабушку перекрестить её и ушла. Попытка Татьяны Марковны наставить Веру на путь истинный с помощью книги не увенчалась успехом.
Главы 16-18
Викентьев ушёл с Марфенькой в сад. Татьяна Марковна, погруженная в думы после чтения, отказалась от ужина, как и барышни. Слуги, узнав об этом, съели приготовленный ужин. Ночью Марфенька, испуганная, пришла к бабушке и рассказала ей, что случилось после чтения в саду.
А было вот что: после чтения Викентьев зазвал Марфеньку в рощу, где признался в любви и поцеловал её. Она, смутившись, убежала, а Николай Андреевич, догнав её, признался в своих чувствах и желании жениться. Девушка, испугавшись, обвинила его в дерзости и потребовала одобрения его матери. Затем она призналась в любви, но заявила, что боится позора. Ночью Марфенька рассказала обо всем бабушке, и они долго шептались. Татьяна Марковна, успокоив внучку, молилась о её счастье и о Вере, заметив ироничное сходство произошедшего с прочитанной историей.
Викентьев, выполняя обещание, привез свою мать, Марью Егоровну, к Татьяне Марковне, а сам остался ждать. Марья Егоровна, практичная и энергичная, сначала с трудом дала согласие на брак сына с Марфенькой. Приехав к Татьяне Марковне, Марья Егоровна застала ее в торжественном настроении. Сначала первая сделала вид, что возмущена, но потом, признавшись в том, что просто хотела соблюсти приличия, дала согласие на брак и предложила наказать молодых свадьбой. Обе женщины сошлись во мнении, что, несмотря на молодость, Викентьев и Марфенька идеально подходят друг другу.
Викентьев, в ожидании решения о свадьбе, прятался в саду. Его мать и Татьяна Марковна обсуждали будущее молодых. Затем его вызвали в дом, где Татьяна Марковна упрекала его за поспешность. Викентьев объяснил свои чувства и поблагодарил за благословение. Татьяна Марковна, тронутая его речью, смягчилась. Тем временем, смущенная Марфенька пряталась.
Вера, спокойно восприняв известие о свадьбе, попросила не заботиться о ней. Встретив Викентьева и Марфеньку, она предостерегла Викентьева от причинения вреда ее сестре, сравнив Марфеньку с хрупкой бабочкой.
Главы 19-21
После бурного романа жизнь Марфеньки и Викентьева вошла в спокойное русло. Они стали ближе, проводили время вместе за чтением и разговорами, но без глубоких чувств и мечтаний. Их отношения были просты и естественны, ограничены строгими правилами. Марфенька пресекала любые проявления страсти.
Тем временем готовились к свадьбе, назначенной на осень. Татьяна Марковна тщательно делила приданое между внучками, но Вера была равнодушна к богатству. Райский подарил сестрам свои драгоценности, но бабушка спрятала их, опасаясь за его будущее. Он также закрепил за ними дом и землю, за что получил благодарность сестер и сдержанное одобрение Татьяны Марковны.
Райский, влюбленный в Веру, неохотно участвовал в предпраздничной суете. Он помог Марку с его делом, но не получил благодарности; избегал дома Козлова, где жена Козлова, Ульяна Андреевна, добивалась его внимания. Козлов, в свою очередь, не возражал, и даже просил Райского развлекать его жену, к которой он сам был равнодушен. Полина Карповна, докучая Райскому, давала советы о браке, а он избегал ее и ее портрета.
И Райский, и Вера тяготились свадебной суетой и искали уединения. Борис Петрович сомневался, способен ли он на страсть, ведь Вера не вызывала в нем сильных чувств; размышлял, зачем она его удерживала, если не любит. Он нашел Веру у окна и попросился к ней. Она согласилась, но предупредила, что скоро уедет на остров с друзьями. Райский предложил поехать с ними, но Вера отказала, боясь испортить их компанию. Так он остался смотреть на нее, а девушка начала писать письма.
Райский, вновь признавшись Вере в любви, столкнулся с её отказом и упреками в непостоянстве. Она напомнила ему о прошлых увлечениях, обвинила в самолюбии и предсказала скорое охлаждение чувств. Райский пытался оправдаться и убедить ее в искренности своих намерений, рисуя картину счастливой совместной жизни, однако Вера осталась непреклонной, усомнившись в его способности к долгой и верной любви. Она предпочла хранить свои секреты и намекнула на влияние другого человека. Райский, разочарованный и ревнующий, решил проследить за Верой. Он переправился на остров, где надеялся раскрыть её тайну, но вместо этого обнаружил Ульяну Андреевну и Шарля в компрометирующей ситуации.
Вера сказала, что он ее не любит и что его впечатление побледнеет. Она намекнула на учителя, пишущего письма на синей бумаге. Райский заметил, что счастье рядом, но недостижимо. Вера возразила, что он может быть счастлив и без нее, с той, кто отдает сердце на время. Райский задумался, а девушка написала и спрятала записку за платье, взяла зонтик и ушла.
Райский, пытаясь выследить Веру на острове, обнаружил Ульяну Андреевну и Шарля в двусмысленной ситуации. Появившийся Марк с насмешкой раскрыл их тайну. Вечером Райский переадресовал благодарность Козлова за «прогулку» Шарлю, усугубив неловкость ситуации.
Райский вернулся домой раздражённым. Погода соответствовала его настроению: шёл дождь, туман окутал окрестности. Вера тоже была не в духе, жалуясь на озноб.
В разговоре выяснилось, что Райского видели на острове. Бабушка упомянула о Шарле, как о «провожатом» жены Козлова.
Марфенька рассказала страшный сон о том, как статуи в галерее ожили и бросились на неё. Райский назвал сон поэтичным. Викентьев рассказал абсурдный сон, в котором Нил Андреич, Полина Карповна, Марк и Опенкин преследовали его. Вере приснилась молния и разрушенный мост. Райскому приснилось, что он летал, а Марк целился в него из ружья. И Борис Петрович попросил бабушку рассказать о своём сне, но она назвала это пустяками. Викентьев вызвался угадать её сон, перечислив хозяйственные беспорядки и неприятности, чем вызвал смех и гнев бабушки. Райский похвалил его догадливость. Бабушка, возмущённая, заявила, что видит сны не такие «безобразные и страшные». В итоге она вспомнила сон, в котором видела поле со снегом и щепку.
Главы 22-23
Райский, расстроенный, не ужинал и ушёл к себе. Ночью, после дождя, он вышел прогуляться в сад. В темноте он услышал, как в старом доме отворилось окно, и Вера прошептала кому-то, чтобы тот пришёл завтра в десять часов. Райский был потрясён, решив, что у Веры есть тайна. В этот момент появился Савелий, колотивший в доску, чем помешал продолжению разговора. Райский разозлился на Савелия, подозревая его в подглядывании за Мариной. Савелий, в свою очередь, попросил отправить Марину в полицию или Сибирь из-за её связи с почтальоном. Райский, поглощённый мыслями о тайном свидании Веры, ушёл, запретив Савелию подсматривать.
Измученный бессонницей Райский заметил кокетливость Веры и спросил о её секрете, узнав, что она знает о его подслушивании. Вера призналась в любви к нему, но тут раздался выстрел, к которому она поспешила, запретив Райскому следовать за ней и намекнув на связь с автором таинственных писем. Борис Петрович остался в недоумении, мучимый ревностью и любопытством.
Вера, воспитанная в строгости, тайно встречалась с циничным и неблагонадежным Марком Волоховым, знакомство с которым началось со спора о воровстве яблок. Марк, восхищенный её умом и красотой, предложил ей книги, но Вера отказалась от его ухаживаний, узнав о его бурной репутации. Тем не менее, она не рассказала о встрече бабушке, поделившись секретом только с подругой – Натальей Ивановной.