Краткое содержание сказки «Иван-царевич и серый волк» и отзыв для читательского дневника

Каждый образованный человек в своей жизни читал хотя бы несколько классических литературных произведений. Всем знакомы фамилии великих русских писателей, подаривших людям свои стихи, рассказы, сказки, повести и пьесы: Пушки, Гоголь, Лермонтов, Толстой, Чехов и т.д. Однако не стоит забывать, что одним из самых лучших рассказчиков является сам русский народ. Многие сказки передавались из поколения в поколение с незапамятных времен, а некоторым из них удалось сохраниться до наших дней. Многомудрый Литрекон подготовил для Вас краткий пересказ русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк». Он осветит все ее основные события в сокращении. Вы не только узнаете сюжет сказки, чтобы написать свой отзыв для читательского дневника, но и получите комментарий самого Многомудрого Литрекона. 


Краткое содержание (442 слова): «Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном», – с этих строк начинается сказка. У царя из сада начали пропадать золотые яблоки, и никто не мог найти виновника. Первый сын стал сторожить яблоки, но вскоре заснул и никого не увидел. Второй пошел по его стопам, а вот третий, Иван-царевич, выполнил свою работу и нашел воровку: ею оказалась Жар-птица. Перо он у нее выдрал, а вот схватить не смог. Принес добычу Берендею, рассказал, как все было. Обрадовался отец, да вот только перо ему больно понравилось, и все никак не мог старик перестать думать о прекрасной Жар-птице. Ну и, как это часто в сказках бывает, решил он отправить за ней своих сыновей. 

Сели молодцы на коней и разъехались в три стороны. Ехал-ехал Иван-царевич, пока силы его не покинули. Остановился он в лесу, привязал коня и лег спать. А как проснулся, то нигде найти своего верного скакуна не смог, лишь груда костей осталась. Загрустил царевич, да вот только выбора нет: хоть пешком и сложно, а идти надо. Долго шел, устал «до смерточки». Вдруг выбежал ему навстречу волк, да и рассказал, что коня он съел. Серому стало жаль Ивана-царевича, и он решил ему помочь, служить «верой-правдой». 

Сначала волк отвез Ивана-царевича к Жар-птице и рассказал, как ее украсть, единственное условие – не трогать клетку. Царевич согласился, но сдержаться не смог, и прикоснулся к золотой клетке. Все загремело, и его поймала стража царя Афрона. Тот согласился отпустить юнца вместе с птицей, но взамен молодец должен доставить царю коня златогривого. 

Повторилась история и с конем златогривым: забрал его Иван, а вместе с ним и уздечку золотую хотел стащить. На этот раз попался он царю Кусману, а тот согласился все украденное не забирать, если только ему привезут Елену Прекрасную: дочь царя Далмата. 

Пошли третий трофей добывать, да вот только понял волк, что Иван, по классике русского народного жанра, — дурак, а значит делать лучше все самому. Украл царевну, и пошли они домой. Только вот стало Ивану грустно: не хотел он расставаться с сокровищами. Волк ему вновь подсобил, потому как существо он волшебное. Сначала в Елену Прекрасную превратился и обманул царя Кусмана, потом конем златогривым обернулся и Афрона обхитрил. Поехали они дальше, но стоило волку оставить Ивана-царевича, как того настигло несчастье: завистливые братья нашли его спящим в лесу, отобрали все трофеи и зарезали.

Повезло молодцу, что волк вновь пришел на помощь. Смочил раны мертвой водой, напоил царевича живой, и тот встал, как ни в чем не бывало. Догнали они братьев, Елену с Жар-птицей забрали, а их самих волк растерзал. После они с царевичем разошлись: уже насовсем. Иван поехал домой, отцу привез птицу, себе – невесту. Так и закончилась эта история.


Отзыв (316 слов): Сказка «Иван-царевич и серый волк» показалась мне очень смешной, однако верной морали в ней почти нет. О чем она заставляет задуматься?Возьмем, например, главного героя Ивана-царевича: от него одни неприятности. Его единственное положительное качество – упорство. Простые указания волка он выполнить не может, трех царей обворовывает, силой тоже не выделяется. А что в итоге? Красавица-жена, златогривый конь и царство в придачу: старших братьев-то не осталось. Мое мнение заключается в том, что счастливый конец сказки совершенно не справедлив.

Интересен и исторический контекст. Сейчас такое уже почти не встречается, а вот в сказке заявлено совершенно четко: Жар-птица, златогривый конь и Елена Прекрасная – одного поля ягоды. Девушку за человека принимают только, как ни странно, братья-царевичи. И то лишь потому, что не хотят проблем. Ни волк, ни Иван-царевич ей и слова не говорят, да и у нее самой ничего не спрашивают. Как говорится: «Нравится – не нравится, терпи, моя красавица». 

Мое отношение к героям подпортила тема семейных уз, которая тут тоже представлена не с самой лучшей стороны. Братья готовы пойти на убийство младшего царевича из-за трофеев и славы. Сам Иван не останавливает волка, не проявляет великодушие, простив горе-родственников. Ну а отец Берендей – вообще отдельная тема. Над смертью двух родных сыновей он грустит не больше, чем над отсутствием Жар-птицы. Просто сказочная семейка.

Мое впечатление от сказочного героя тоже разочаровывающее. С волком все как-то грустно вышло. Из его действий становится понятно лишь одно: инициатива наказуема, а совесть излишня. Сколько ему пришлось с Иваном мучиться? Врагу не пожелаешь! Туда привези, сюда привези, тут перепрыгни, а теперь в царевну превратись – да проще было коня съесть вместе с владельцем.

Однако в «Иване-царевиче и сером волке» все-таки есть действительно неплохая мораль. Она связана с братьями-царевичами. Единственные персонажи, которые действительно получают по заслугам. Чему учит сказка?Нельзя лениться, вести себя жестоко, подло, мелочно – и надеяться выйти сухим из воды. Такого даже в сказках не бывает.

Автор: Александра Литвина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector