Краткое содержание романа «История одного города» и отзыв для читательского дневника (М.Е. Салтыков-Щедрин)

Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ сатирического романа «История одного города». Основные события и сюжет о событиях и градоначальниках города Глупова в сокращении — удобный способ быстро ознакомиться с произведением, или подобрать из него аргументы для экзаменационного сочинения и других работ. Более того, Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с отзывом на это произведение, описывающим главную мысль и общий смысл произведения. Подробнее об этом написано в анализе произведения. Также Вы можете ознакомиться с кратким содержанием романа по главам. Приятного чтения!

Краткий пересказ

(1075 слов) Произведение представляет собой «подлинную» летопись (на чем настаивает автор в первой главе), которую случайно находит один из летописцев города Глупова. Задача архивариуса-летописца «изобразить преемственно градоначальников, в город Глупов от российского правительства в разное время поставленных». В начале описывается сосуществование различных племен, одним из которых было племя Головотяпов. В главе «О корени происхождения глуповцев» говорится о соперничестве племени Головотяпов с другими племенами (моржееды, лукоеды, гущееды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чернонёбые, долбежники, проломленные головы, слепороды, губошлепы, вислоухие, кособрюхие, ряпушники, заугольники, крошевники и рукосуи). В ходе борьбы головами между племенами победили хитрые головотяпы, имеющие в этом деле преимущество. Люди поняли, что им нужна твердая рука, которая ими бы правила. Никакой правитель не хотел править головотяпами, однако один князь согласился взять народ под свою руку, но с условием, что править ими будет не он, а его наместник вор-новотор. Глуповцы (так их называл князь) были послушны, но вор-новотор хотел бунтов от них, чтобы за их подавление получить награду от князя. Но вскоре вор-новатор так проворовался, что был осужден на петлю, но смог «зарезаться огурцом».

Следующие правители тоже пытался сыскать благодарность князя на подавлении протестов и беспорядков глуповцев. Ради этой цели правители донимали горожан глупыми законами. Все они в конце концов проворовались, после чего князь сам приехал в город и завопил: «Запорю!». Летописец пишет, что «с этим словом начались исторические времена». Первым «серьезным» правителем становится Дементий Варламович Брудастый, который имел в словарном запасе лишь фразы «Не потерплю!» и «Разорю!». Этого хватало для управления городом. Вскоре градоначальник пропал, а жители стали строить самые разные домыслы. Оказалось, что причиной такого поведения было то, что сам градоначальник имел в голове хитрый механизм-органчик, с записанными на него двумя мелодиями. Сломавшийся инструмент должны были заменить новой головой, специально посланной для этого дела из Петербурга. За время, пока голова была в пути, горожане поняли, что даже кривых фраз сломанного градоначальника хватает для управления городом. В Глупове начинаются беспорядки, перерастающие в полный беспредел. Вскоре, к удивлению граждан, в город прибывает замена поломавшегося правителя. Но даже новый градоначальник оказался дефектным из-за сырости в пути, из-за чего обоих правителей забрали. За следующую неделю в городе сменилось шесть градоначальниц, которые стали свидетельницами полной анархии, царящей среди людей. Ираида Лукинична Палеологовая, Клемантинка де Бурбон, Амалия Карловна Штокфиш, Нелька Лядоховская, а затем Дунька-толстопятая и Матренка-ноздря. Все эти дамы соперничали друг с другом, а причуды одной были хуже причуд другой. Ни одна из дам не получила желаемой власти. За неделю жителям стало надоедать творить беспредел.

Следующим градоначальником стал Семен Константинович Двоекуров, который «ввёл медоварение и пивоварение и сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа». Двоекуров также хотел основать в Глупове академию, но не получил на это нужного разрешения, а его начинания пытался продолжить через несколько лет его идеологический преемник — Бородавкин. Правил он с ответственностью и разумным подходом к собственным обязанностям, отчего был градоначальником 8 лет и навел в городе порядок.

Следующим правителем стал Петр Петрович Фердыщенка. Город при нем совершенствовался и увеличивался, потому что он ничего не делал и никому не мешал. Однако градоначальник возжелал чужой жены Аленки, которая, как замужняя женщина, отказала градоначальнику, чем обрекла своего мужа на опалу и ссылку в Сибирь. После этого Аленка согласилась быть с градоначальником. Из-за этого распутства при Фердыщенке город терпит засуху, которая губит весь урожай и приводит к страшному голоду. Умирающие горожане пробовали контактировать с начальством, но посыльный не вернулся. Тогда Глуповцы прибегли к радикальным мерам: они скинули возлюбленную Аленку с колокольни. Фердыщенка просил у вышестоящей власти помощи в виде еды, но те лишь готовы были отправить ему солдат для помощи в подавлении бунтов. Закончилось правление глупой смертью Фердыщенки во время поездки по городу, в которой его приветствовали и угощали граждане, отчего градоначальник переедает и умирает.

Следующим в списке правителей города упоминается Василиск Семенович Бородавкин, который берет за эталон правления политику Двоекурова. Желая повторить успех предшественника, городничий кроме горчицы обязывает употреблять в пищу прованское масло. Гордый народ оказывается от нововведений, отчего вызывает гнев градоначальника. Бородавкин отправляется в военный поход на Стрелецкую слободу, но военные действия идут неудачно, отряд бьется со своими же в темноте, солдат заменяют оловянными солдатиками. Жители сдаются, когда воинственный городничий начинает растаскивать их дома на бревна. Бородавкин и дальше ведет воинственную политику по отношению к собственным гражданам, чем приблизил город к бедности. В свое правление он сжег 33 деревни. До конца растратил бюджеты градоначальник Негодяев, который в свое правление построил кучу статуй по всему городу. Негодяев был смещен за отказ от конституции. В таком состоянии Глупов и застал черкешенин Микеладзе, который не занимался делами города, а лишь ухаживал за интересующими его дамами. Город отдыхал, ничего не предпринималось и не происходило, однако популяция города выросла вдвое.

На смену дамскому угоднику пришел Феофилакт Иринархович Беневоленский. В голове градоначальника было много законов, которыми он был одержим, однако он не мог их издавать, отчего стал печатать их на листовках и разбрасывать их ночью по городу. Был отстранен за отношения с Наполеоном.

Следующим правителем стал Прыщ, который не занимался делами, но как-то смог привести город к достатку и огромным урожаям. Голову градоначальника съедает предводитель дворянства, который почуял ее запах. Оказалось, что голова Прыща была фарширована трюфелями.

После него в городе правил Иванов, но «оказался столь малого роста, что не мог вмещать ничего пространного», и умер от натуги, пытаясь понять закон. Его преемником стал француз-эмигрантде Шарио, который постоянно веселился, наряжаясь в платья и поедая лягушек, и был по распоряжению начальства выслан за границу, так как оказался девушкой. Следующим правителем становится Эраст Андреевич Грустилов, который был нежен и утончен, в связи с чем постоянно устраивал балы. Граждане стали поклоняться идолам, отчего стали ленивы и развратны. Из-за всеобщей лени и нежелания ухаживать за хозяйством в город пришел голод. Но жена аптекаря Пфейфера вновь поставила градоначальника на путь истинный, отчего дела в городе немного поправились, а Глуповцы отреклись ложных богов. Грустилов умер от меланхолии.

Последним горе-правителем стал Угрюм-Бурчеев, решивший построить новый город, который хотел превратить в «вечно-достойныя памяти великого князя Святослава Игоревича город Непреклонск». Жителям было приказано собственными руками разрушить старый город, а вместо старого его устройства планировались прямые улицы и правильные дома. Перестройке города на новом месте мешала река, с которой глупый правитель боролся, раз за разом накидывая плотины из мусора. Но вода всё смывала, из-за чего город решили строить в ровной низине в другой стороне. Однако строительство не было окончено, так как «…земля затряслась, солнце померкло ‹…› Оно пришло». Не известно, что именно случилось, но горе-градоначальник сразу после этого исчез, после чего «история прекратила течение свое». Заканчивается произведение «Оправдательными документами», в которых градоначальники оставляют советы тем, кто будет править после них.

Отзыв

(317 слов) «История одного города» затрагивает вечные темы русской литературы, такие как взаимоотношение народа с властью, обличение пороков и несовершенств социальной и политической сфер в России. Именно поэтому мне понравилось данное произведение, ведь эти темы всегда имели непосредственное отношение к нашей жизни во многих ее проявлениях. Мое мнение о романе положительное.

Главная мысль «Истории одного города», которую пытается донести автор, заключается в высмеивании слепого повиновения народа, не желающего брать на себя ответственность. Мое отношение к героям совпадает с авторской точкой зрения: глуповцы смелы и сильны, но боятся сами решать свои проблемы, они ищут того, кто мог бы их решить, но находят лишь большие беды на свои головы. Именно это нежелание самим делать свое счастье мешает нормально развиваться любой отдельно взятой общности. Автор выносит проблему глупости населения и его нежелание развиваться, проблему абсурдности решений правящей верхушки, гонящейся за собственными идеалами и при этом игнорирующей нужды простого народа, проблему искажения истории властью для представления себя в лучшем свете. Объединить эти проблемы можно в одну, главенствующую в произведении — проблему несовершенства политической власти в России, при которой народ не имеет своего мнения и молча исполняет даже самые глупые и абсурдные указания. Мое впечатление о книге наталкивает на размышление о том, что многие проблемы, подмеченные автором, актуальные до сих пор.

Автор учит воспитывать собственное «Я», показывать его и стремиться изменить то, что не устраивает в мире или в себе самом. Салтыков-Щедрин высмеивает образы жителей Глупова. «История одного города» заставляет задуматься о том, к чему может привести желание во всем повиноваться чьей-то воле, не имея собственного мнения. Сатира работает и в другую сторону: автор показывает градоначальников, которые в построении собственной идиллии в большинстве своем забывали про нужды и желания своих подчиненных. Автор показывает, что власть должна служить народу, а народ должен доходчиво предъявлять этой власти собственные желания и требования. Такова мораль «Истории одного города».

Произведение Салтыкова-Щедрина можно считать напоминанием и предостережением потомкам, чтобы они не повторили ошибок жителей и правителей города Глупова.

Автор: Илья Шляпников

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *