Краткое содержание романа «История одного города» (М.Е. Салтыков-Щедрин)
«История одного города» – сатирический роман, вызвавший в свое время шквал эмоций и мнений. Многие считали, что роман ложно показывает общество, власть и уклад жизни. Но либерально настроенная публика одобряла творчество автора. Например, И.С. Тургенев писал, что роман замечательный и отражает действительность благодаря сатире. Салтыков-Щедрин обращается к фольклору и показывает с помощью иронии, гротеска всю нелепость, абсурд и трагизм государства и народа. Анализ произведения Многомудрый Литрекон оставил здесь, а список героев с их характеристикой — тут. Данная страница посвящена краткому пересказу «Истории одного города»: Литрекон описал основные события в сокращении и передал сюжет максимально кратко.
Содержание:
- 1 Обращение к читателю от последнего Архиевариуса-летописца
- 2 О корени происхождения глуповцев
- 3 Опись градоначальникам (1731-1826)
- 4 Органчик
- 5 Сказание о шести градоначальницах
- 6 Известие о Двоекурове
- 7 Голодный город
- 8 Соломенный город
- 9 Фантастический путешественник
- 10 Войны за просвещение
- 11 Эпоха увольнения от войн
- 12 Поклонение Мамоне и покаяние
- 13 Подтверждение покаяния. Заключение
Обращение к читателю от последнего Архиевариуса-летописца
Обращение – это пародия на летописное сказание, в котором летописец обращается к христианам. Летопись слагали четыре архивариуса. Объясняет «смиренный городовой архивариус», что будет рассказывать о главах государства города Глупова, сменяющих друг друга. По его мнению, города и веси не могут быть без начальства: везде будет тот, кто превосходит всех остальных, но летописец почему-то называет только негативные качества.
Глупов имеет три реки, на семи горах построен как великий Рим. Все его градоначальники были присланы из Российской империи. Они делятся на бурных и кротких: первые принесли с собой разрушительные реформы, вторые тихо проживали свой век. Тем не менее, летописец считает, что должен перечислить правителей в назидание потомкам, не рассуждая и не оценивая их поступки.
О корени происхождения глуповцев
В первой главе повествуется о древнем времени, когда головотяпы (такое название произошло от привычки народа «тяпать» головами обо все, что им встречается на пути) одержали победу над соседними племенами. Война разорила их угодья, уничтожила всех «жен и дев», и тогда люди решили, что им нужно привести в порядок общество, поэтому им требуется правитель. Головотяпы искали себе князя, но все им отказывали, отчаявшись, они обратились к вору-новотору, который сумел найти князя, но князь не хотел править сам и приказал вору-новотору быть своим наместником. Тогда и переименовали головотяпов в глуповцев, а город назвали Глупов.
Глуповцы отличались начальстволюбием и смирением, что не понравилось вору-новотору, он жаждал бунта, упрека и мятежа. Так он хотел возвыситься в глазах князя. Чтобы добиться милости князя и собрать барыши у бунтовщиков, Вор-новотор решился донять их всеми правдами-неправдами, и народ взбунтовался. Он подавил бунт. Но Вор-новотор до того проворовался, что князь об этом узнал и решил посадить его на петлю, вор-новотор решил не дожидаться и «зарезался огурцом».
Князь послал им одоевца, но он тоже решил, что без бунта никак, и начал донимать народ. Князь, опять услыхав пальбу, терпел-терпел и не вытерпел «вырвал у одоевца ноздрю и послал его править на Вятку». Послал князь орловца, потом калязинца, но все оказались ворами, тогда князь сам пришел в Глупов со словами: «Запорю!». Так начались исторические времена.
Опись градоначальникам (1731-1826)
В этой главе перечисляются поименно градоначальники Глупова и кратко упоминаются их «достижения». Говорится о двадцати двух правителях. Так, например, об одном из градоправителей в документе записано так: «22 Перехват-Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор. О сем умолчу. Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки».
Каждый градоначальник имеет говорящую фамилию и особое место в истории России, ведь является сатирической копией реального человека или события. Подробнее о значении имен и дел, закрепленных за ними, Литрекон написал здесь.
Органчик
1762 год — появился новый глава — Дементий Варламович Брудастый. Жители сначала ликовали, надеялись на развитие науки и искусства, а потом испугались, так как Брудастый говорил лишь две фразы: «не потерплю» и «разорю». Глуповцы любили улыбчивых и приветливых господ, наперебой им угождали, поэтому расстроились, видя на лице правителя суровое выражение, несмотря на все уловки. Все жители думали, что ему мало податей, которые они платят, и недоумевали, как узнать, сколько нужно платить. Люди приуныли и начали распускать слухи о том, что новый начальник — оборотень.
Оказалось, что голова у Дементия совершенно пустая, это увидел письмоводитель. Они вспомнили Байбакова — мастера органных дел, он рассказал, что внутри у градоначальника органчик. Мастер пытался починить сам, но у него не получилось, заказали новою голову, а она все не идет. Дело в том, что действующая голова отсырела в дороге.
Народ начал бунтовать, была смута. Помощник начальника сообщил обо всем в Россию, но получил лишь увольнение за нелепое донесение. Оттуда голову выслали, но в дороге она укусила почтальона, и он сбежал, испугавшись. Ее раздавили на дороге и использовали в качестве удобрения. Недовольство жителей переросло в бунт. Смута и безвластие окутали город. Люди пришли в администрацию и потребовали показать им руководителя. Но тут вместе с офицером приехал градоначальник с той самой головой, которая была раздавлена на дороге. Народ успокоился, но вдруг приехал второй градоначальник с головой, которую починили в Глупове. Они «смерили друг друга глазами», народ разошелся. Градоначальников забрали, и началась анархия длиной в неделю.
Сказание о шести градоначальницах
Анархия началась с того, что глуповцы сбросили с раската Степку да Ивашку, утопили двух граждан: Порфишку да другого Ивашку, а потом разошлись по домам. Теперь анархическими элементами явились женщины, которые решили захватить власть в городе.
Первая – Ираида Палеологова, опоила трех солдат, вторглась в казначейство и обокрала казну. Это была жестокая женщина в возрасте, которая била своих крепостных девок и отдавала деньги в рост. Чтобы спасти народ от нее, штаб-офицер решил «выбить клин-клином». Ираида боролась с Клемантинкой де Бурбон — дочерью градоначальника, который был уволен за игру в карты. Она любила напиваться и ездила на коне по-мужски. Проиграв сражение с конкуренткой, Ираида взорвала себя, своих сподручных и все награбленные деньги.
Появилась третья претендентка Амалия Карловна Штокфиш-помпадурша. Она жила у какого-то градоначальника, поэтому имела право стать правительницей. Она арестовала Клементину с помощью атаманцев, которым дала пенного. Но в Глупов приехали поляки, у которых была своя кандидатура — Анеля Алоизиевна Лядоховская, которая тоже когда-то приходила к градоначальнику.
Анархия продолжалась, правителей не было. Клементина была в клетке на площади, все над ней потешались, а Амалия обложила людей налогами. Но ее сместили поляки вместе со своей кандидаткой. Однако в стрелецкой слободе вспыхнул бунт. Как только народ стал приходить в себя, объявилась еще две претендентки — Дунька Толстопятая и Матренка Ноздря. Глуповцы обезумели от ужаса, началась резня, ведь две дамы были жестоки и ненасытны: пытали и ели людей. Люди начали нападать друг на друга, уцелели немногие. После того, как Дуньку съели клопы, оставшиеся в живых образумились и решили ждать настоящего начальника.
Назначили нового градоначальника — Двоекурова. Водворился мир.
Известие о Двоекурове
Семен Константинович правил 8 лет, знаменовался как либерал, сподвижник, хотел установить академии, занимался медо и пивоварением, приказывал есть горчицу и лавровый лист, но был не решительным. Поэтому многие его начинания не принесли успеха.
Голодный город
6 лет город не горел, не голодал во времена правления бригадира Петра Фердыщенко. Он был прост и естественен, глуп, и все процветало. Секрет был в том, что он ничего не делал, а значит, не мешал людям работать и наживать деньги.
Но на седьмой год градоправитель влюбился в Алену Осипову, жену ямщика Митьки. Он стал настойчивым, требовательным, прежнее бездействие сменилось активностью, и она уже была только во вред людям. Однако Аленка чувств Петра Петровича не разделила, они с мужем упорно оборонялись и оскорбляли начальника за его домогательства. Фердыщенко предпринимал всевозможные действия, чтобы заставить Аленку полюбить его, даже отправил Митьку в Сибирь. После этого Аленка стала благосклонной к ухаживаниям градоначальника. После этого бригадир начал воровать все товары из лавок, как и его Алена.
В Глупове началась засуха, а вслед за ней начались голод и людские смерти. Глуповцы потеряли терпение и отправили к Фердыщенко посланца, однако ходок не вернулся. Градоначальник его заковал и мер не принял. Тогда сочинили жители бумагу с жалобами, которую разослали во все концы империи. Поданное прошение также не нашло ответа. Тогда жители взбунтовались и сбросили Аленку с колокольни. В город пришла рота солдат для подавления бунта.
Соломенный город
Новое легкомыслие осенило бригадира, ее звали Домашка – стрельчиха. Это решительная, мужественная и пьющая женщина, которая жила у стрельцов. Они не хотели ее отдавать бригадиру, да и она была против. Но два раза стегал ее бригадир, а на третий Домашка не выдержала. Отбил он ее у «опчетсва». Они вместе пили до беспамятства.
Новое бедствие настигло город – пожары. Сгорела Пушкарская слобода, затем Болотная и Негодница. Глуповцы обвинили Фердыщенко в новой напасти и заставили его выдать им Домашку и вернуть ее на место. Начальник повинился, поплакал и выполнил их требования. Но на самом деле он не смирился с этим и решил написать начальству в Россию. Оттуда пришла армия на подавление бунта. Так он отомстил горожанам.
Фантастический путешественник
Фердыщенко вздумал путешествовать. Он думал, что от его приезда все вокруг зацветет и даже появятся новые реки. Экономка отговаривала, но он никого не слушал. Но так как путешествие было недалеким, а бригадир со времен Домашки начал запивать, то и тут напился до безобразия. Слава о путешествии бригадира разошлась, начали праздновать. Бригадир давал людям смешные советы и собирал подати. Фердыщенко на радостях умер от ожирения.
Испугались глуповцы, но тут прислали другого градоначальника – Василиска Семеновича Бородавкина. При нем начался золотой век.
Войны за просвещение
Бородавкин был очень бдительным и усердным, поэтому спал с открытым глазом и постоянно кричал на всех. Он был очень амбициозным начальником и мечтал покорить другие земли силой оружия. Но поводов для войн он не нашел, поэтому ограничился внедрением цивилизации.
Решил Бородавкин ровняться на Двоекурова, продолжать сеять горчицу, а то запустили культуру. Но глуповцы не соглашались, чтобы потом не заставляли их есть еще какую-нибудь мерзость. Тогда начальник ввел обязательное употребление прованского масла, и люди опять его не приняли. Правитель решил подавить бунт походом, но поход не увенчался успехом, потому что все убегали и прятались от солдат. Потом были сражения, но и они не были триумфальными, так как начальник искал слободу там, где ее не было, и завел войско в болото, где увязли пушки. Он бродил несколько дней, хотя слобода была рядом. В итоге жители приняли горчицу.
Было четыре таких войны за просвещение. Первая – за горчицу, вторая — за каменный фундамент в домах, третья — за выращивание персидской ромашки, четвертая — за академии. Во все времена начальник искал бунт там, где его не было. Посредством прокламаций он диктовал свою волю, но люди его не понимали, потому что читали с трудом.
Из-за его реформ и просвещения горожане голодали, так как засадили все горчицей и ромашкой. Он захотел собрать подати, но денег уже ни у кого не было. Бородавкин разозлился и решил, что народ опять бунтует. Он пошел на людей и разорил несколько деревень.
Бородавкина не стало, когда он в который раз решил сжечь город.
Эпоха увольнения от войн
В 1802 году пал Негодяев. Пал за несогласие насчет конституций. Но вещественным фактом считалось, что он был истопником в Гатчине, а значит, выступал за гатчинское демократическое начало. Глупов изнурили войны, и народу захотелось освободиться от них. Поэтому после Негодяева правление взял Микеладзе, его назначили сверху. При нем увеличилось потомство, так как он любил женщин. Микеладзе «не вмешивался» в дела граждан и был далек от политики. При Негодяеве народ совсем одичал, а Микаладзе привел его к цивилизации, заставив одеваться и вести нормальный образ жизни. Он добился этого, перестав издавать законы и наказывать людей. Он умер от истощения сил и любовных утех.
После Микеладзе взял бразды правления Беневоленский Феофилакт. Он был преемником Сперанского, поэтому страсть к законадательству была и у него. Но он не имел права издавать законы, а издавать он очень любил, ему приходилось ночью раскидывать их по городу. Он сам сочинял проповеди и демонстрировал их людям, а также учил попов произносить их. Уволили за связи с Напоелоном, которые он установил по просьбе своей любовницы — купчихи Распоповой. Она хотела взглянуть на императора. Тогда начальника арестовали и отправили в ссылку.
Подполковник Прыщ — следующий градоначальник. Он был простым и рже глуповатым, нажил много денег, а теперь хотел просто отдохнуть на службе, поэтому войне не устраивал и законы не издавал. Город во времена его правления ни в чем не нуждался, хотя сам правитель не делал ничего. Он охотился и жил роскошно, так как все вокруг преуспевали. Глуповцы заподозрили что то неладное, искали причину в чертовщине, но оказалось, что голова у начальника – фаршированная трюфелями, и голову съели.
Поклонение Мамоне и покаяние
Новый градоначальник — статский советник Иванов. Но тот быстро умер, так как «оказался столь малого роста, что не мог вмещать ничего пространного». Он погиб от страха, ведь не смог понять длинный сенатский указ.
Назначили веселого и прожорливого Виконта де Шарио. Любил маскарады, питал страсть к веселью, поддерживал неистовство глуповцев, которые забыли, как нормально креститься, и в итоге совсем отбились от рук. Они начали бросать хлеб на пол от неслыханного изобилия. После вера отцов уступила место идолопоклонничеству: люди слушали проповедников из народа вместо попов. Укоренилось язычество, появились жертвы. Нравы вконец испортились. Но Виконт оказался женщиной, его выслали за границу.
Еще один статский советник начал править в Глупове – Эраст Грустилов. Глуповцы погрязли в пороках, обленились и перестали верить в Бога. Грустилову это было безразлично. Люди ничего не сеют, все лишь тратят, предаются разврату. Он сам был таким: его возвеличила связь с важной дамой, а после ее падения он написал книгу, где намекал на ее беспутство. В Глупове герой искал молоденьких любовниц и обольщал девиц. Пока он правил, народ только и думал, что о любовных утехах, но говорил о них сентиментально и высокопарно. В то же время он ловко воровал казенные деньги.
Но случилась неожиданная перемена: жена аптекаря Пфейера направила Грустилова на путь добра, он стал помогать людям, которые верили в Бога. Она убедила его в том, что он живет грешно. В то же время люди стали ощущать голод: пока они танцевали, никто ничего не сеял. Лавки пустели.
Аптекарша состояла в переписке с мистиками и химиками, интересовалась вопросами души и просветления. Она втянула городничего в секту, заставляла нюхать нечистоты и изнурять тело. Его окружили блаженные, которые заняли все главные посты в городе, угрожая начальнику пламенем ада за его грехи. Под их влиянием глуповцы перестали развратничать, но делать ничего не стали: поля опустели, как и лавки. Ни один из богов им не помог. Градоправителя сместили по доносу штабс-капитана. В город приехал Угрюм-Бурчеев.
Подтверждение покаяния. Заключение
Заключительный правитель – Угрюм-Бурчеев — «чистейший тип идиота». Его идеей было сделать из Глупова город Непреклонск по образу Святослава Игоревича. Он хотел видеть город идеально прямым: дороги, дома, реки должны были идти прямо и сводиться к главной площади. Все вокруг должно было стать казармами. Собираясь сделать идеальный город, он разрушил старый, глуповцы плакали, страдали, но выполняли все обязанности. Начальство одобрило его план.
Градоначальник считал, что все равны перед шпицрутеном — наказанием. Он считал разумы злейшим врагом человека, поэтому никогда не рассуждал. Герой отличался упрямством, узколобостью и железной волей. Люди ненавидели его, потому что он разрушал все, что не было прямым. При нем можно было только маршировать. Его идеалом была голая пустыня, в которой было лишь одно здание — острог. Начальник вел аскетический образ жизни: спал на земле, ел лошадиное мясо с жилами, курил самую вонючую махорку. Жену и детей он морил голодом в подвале: когда их выпустили, они объелись и погибли. Чтобы доказать ему свою преданность, нужно было отрубить себе палец.
Все выполнялось, пока не помешала река. Ничего не помогало идти против этой реки. Она не желала идти прямо, даже когда ее решили забросать мусором и навозом — ничего не помогло, она лишь разлилась шире. Потом соорудили плотину, но и ее река прорвала. Угрюм-Бурчеев сдался, весь народ был в трауре, так как градоначальник сошел с ума и только маршировал в кабинете. Тогда решил создать город в другом месте, но что ему еще помешало — неизвестно, записи не остались. Пришло ОНО. Что-тонеобьяснимое, Угрюм-Бурчеев растворился в воздухе, история прекратилась.
Автор: Аида Убиева