«Тринадцатый подвиг Геракла» читательский дневник кратко
В своих произведениях Фазиль Искандер часто поднимает вопросы чести и бесчестия, предательства и коварства, достоинства и трусости. С ними автор постоянно обращается к детям и неспроста. Ведь их значимость каждый человек должен понять с детства. И, основываясь на сделанных выводах, выбрать свой дальнейший путь. Многомудрый Литрекон считает подобный подход к воспитанию полезным и здравым. Поэтому подготовил читательский дневник «Тринадцатый подвиг Геракла». В нем как раз освящены многие озвученные темы. Даже если Вы, уважаемые читатели, уже знакомы с данным произведением, будет не лишним освежить в памяти все моменты и разобрать рассказ на жизненные уроки. Кратчайшее содержание сэкономит время, а блоки «отзыв» и «чему учит» автор помогут сформулировать собственное мнение. Приятного просвещения!
Содержание:
Главное о произведении
Вот здесь размещены важные факты о произведении:
- Полное название: «Тринадцатый подвиг Геракла».
- Автор: Фазиль Абдулович Искандер.
- Дата создания: 1964.
- Жанр: рассказ.
- Главная мысль: за свои слова и действия нужно нести ответственность.
- Новые для меня слова: лоботряс (лентяй), плошать (допускать оплошность, ошибку), малярик (человек, страдающий малярией).
Кратчайшее содержание
Рассказчик не подготовил домашнее задание по математике. Он боялся насмешек своего учителя — Харлампия Диогеновича. Этот педагог славился тем, что мог с помощью шутки заставлял детей задуматься о своем поведении. Данные им клички приживались, а его упреки становились темой для обсуждений всего класса. Чтобы избавиться от унижения, герой наврал медсестре о том, что их класс уходит на экскурсию, а потому нужно поставить им прививки прямо сейчас. Урок был сорван массовой вакцинацией. Но учитель раскусил трюк ученика и назвал его поступок «тринадцатым подвигом Геракла», но совершенным из-за трусости. Рассказчик все равно пережил то, чего стремился избежать, его хитрость не удалась. Поэтому в следующий раз он подготовил домашнее задание.
Вот более подробное краткое содержание рассказа.
Главные герои
В произведении «Тринадцатый подвиг Геракла» стоит выделить следующих героев и дать им характеристику:
- Харлампий Диогенович – учитель математики. Аккуратный, требовательный, строгий, но не жестокий преподаватель.
- рассказчик – главный герой, ученик 5 «Б». Именно он из-за трусости совершил тринадцатый подвиг.
- Адольф Комаров – старательный и тихий мальчик. Чтобы избежать насмешек, просил окружающих называть его Аликом.
- Шурик Авдеенко – слабый ученик. Часто становится поводом для насмешек.
- Сахаров – отличник, прилежный ученик.
План книги
Если составить план книги, то пересказывать произведение гораздо легче и даже удобнее:
- Новый учитель.
- Харлампий Диогенович и его наказания.
- Нерешенная задачка.
- Выход из ситуации. Ученик совершает подвиг.
- Несостоявшийся Геракл в глупой ситуации.
- Выводы из пережитого происшествия.
Чему учит?
Ответственность и дисциплина играют огромную роль в нашей жизни. Об этих вещах пишет и Фазиль Искандер в своем произведении «Тринадцатый подвиг Геракла». Хотя, разумеется, это не единственные уроки, которые стоит усвоить читателям. Например, в рассказе автор заставляет задуматься о том, что способность посмеяться над собой принесет только пользу. И действительно, такая способность полезна. Смех помогает преодолевать трудности и предоставляет возможность рассмотреть лучше свои слабые и сильные стороны. Это не говорит о том, что можно позволить окружающим превратить себя в клоуна. Границы дозволенного, естественно, необходимо сохранить. Но если обратиться к произведению, в нем не найти ни единого момента, где учитель переходит черту. Взять того же двоечника, который пытался заглянуть к отличнику. Харлампий Диогенович сравнил его с черным лебедем, намекая на с усердием вытянутую шею. В этом нет ничего дурного. Ученик не должен был забывать, что все еще находится в классе, и к тому же, все задачи, как школьные, так и жизненные, желательно стараться выполнять собственными силами.
В чем заключена мораль рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»? Мне кажется, в способности признавать свои ошибки и нести за них ответственность. Еще один замечательный навык. Кажется, что легче всего убежать от них, избежать последствий. Так же мыслил и рассказчик. Ему было страшно. Мальчик решил спасти себя от насмешек, а заодно и одноклассников. Он под ложным предлогом позвал доктора делать уколы. Но это не сработало. Герой волновался, и доктор со своей задачей справилась быстро. А мальчику предстояло мгновенно столкнуться с последствиями ошибок. У него их было две. Первая – нерешенная задача. Вторая – попытка сбежать от ответственности. И даже с самими последствиями он справился плохо. Да, в теории ему могло повезти: урок бы кончился вместе с уколами. Но мальчик так легко бы не отделался. Математик на следующем уроке обязательно припомнил бы этот случай. Герою следовало принять поражение изначально и вытерпеть неизбежный позор. Но уже стоя у доски, он снова проваливается. Рассказчик мог бы подумать о своем поведении. Вместо этого он озлобился на смеющихся одноклассников. Это глупо. Научиться признавать ошибки и нести ответственность непросто. Но жить с этим легче. Потому что каждый рано или поздно ошибается. И мир от этого не рушится.
Отзыв
Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» потрясающий. Он мне очень понравился. Его интересно читать, а легкий юмор и описанные каверзные ситуации заскучать не дадут. Но мои впечатления после прочтения я не могу назвать яркими. После рассказа появилось желание поразмыслить над некоторыми вещами и собственным поведением.
Мое мнение о героях схоже с авторским. Безусловно, Харлампий Диогенович вызывает восхищение. Это определенно мудрый и сильный учитель, который знает, как заинтересовать учеников и найти с ним общий язык. Хотя в современном обществе его метод наказаний могут не понять. Некоторые считают, что подобное высмеивание оскорбляет и унижает учеников, что так делать нельзя. Но самоирония – дело хорошее. К тому же, нельзя открыто оскорблять, унижать, а также поднимать руку. В методике Харлампия Диогеновича нет ничего плохого. Он всего лишь указывает на то, чем ученику стоит поработать и выводит лукавых «на чистую воду». Не стоит забывать о том, что полностью на детское лукавство закрывать глаза не стоит. С малых лет нужно приучать нести ответственность за свои слова и действия. В противном случае, со временем ребенок может стать более изворотливым и хитрым. Он запросто вырастет в какого-нибудь подлого интригана, который вредит и себе, и окружающим. И все из-за того, что в свое время основы морали ему так и не преподнесли. Я считаю, у учителя есть полное право наставлять на путь исправления, когда ученик ведет себя неподобающе. Таково мое отношение к методам учителя.
Книга полезна для детей и взрослых, ведь показывает поучительные примеры и заставляет о многом задуматься. Вот еще одна версия отзыва.
Автор: Елизавета Гориславец