Краткое содержание рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» и отзыв для читательского дневника (Ф.А. Искандер)

Рассказ Фазиля Абдуловича Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» — весьма поучительное произведение, сюжет которого Многомудрый Литрекон не раз использовал в качестве аргументации для сочинений-рассуждений. После прочтения этой книги (даже в сокращении) каждый школьник посмотрит по-другому на своих учителей. Ведь главный герой понял методы математика Харлампия Диогеновича только тогда, когда оказался на месте провинившегося ученика. Основные события раскрывают главную функцию учебных заведений – школу жизни, которая учит человека базовым ценностям и навыкам.


Краткий пересказ (384 слова): Харлампий Диогенович – имя нового учителя математики. Это опрятный и аккуратный человек, который подходил к своей работе очень ответственно. Он строгий учитель, и все ученики знали об этом. Сбежать на стадион во время урока было для всех просто немыслимым. А опаздывать на математику было ровно также глупо, как и списывать во время контрольных работ. Харлампий Диогенович воспитывал детей с помощью … насмешки. Его главным оружием была способность сделать человека смешным, когда он в чем-то провинился. И жертвой его шутки мог стать каждый.

Мальчик, от лица которого и ведется рассказ, однажды не смог решить задачу и так пришел на урок – неподготовленным. Он винил себя за то, что послушал футболистов, которые говорили, что задачка неправильная, а отличника – нет. Он настолько боялся выходить к доске, что искал любую возможность этого не делать. И тут удача повернулась к нему лицом: зашла медсестра, искавшая 5 «А», чтобы сделать классу прививки. Но на математике сидел 5 «Б», и женщина поспешно ушла. Тогда, неожиданно для самого себя, мальчик спросил у учителя, может ли он помочь медсестре найти «А» класс. И, как ни странно, Харлампий Диогенович его отпустил. Пока они шли по коридору, мальчик сказал медсестре, что на следующем уроке 5 «Б» не смогут поставить прививки, ведь они организованно пойдут в музей. Сначала помощница Галочка противилась нарушению порядка прививок, но медсестра настояла на своем, и зашли они в класс на математику. Одноклассник, Шурик Авдеенко, в это время не мог объяснить решение этой самой злополучной задачи, но одноклассник спас его от этой участи. Харлампий Диогенович не мог противодействовать, и потому уступил место медсестрам. Ученик был маляриком, поэтому не боялся уколов, в отличие от остальных ребят. Харлампий Диогенович, перебирая свои бусины, начал разговор о молодом человеке, которому вздумалось подправить подвиги Геракла и совершить тринадцатый. Учитель говорил, что Геракл совершал свои подвиги из храбрости, а этот молодой человек из трусости, намекая на рассказчика. Тот почувствовал опасность, и не зря: его вызвали к доске. Решения не было. Пока он оттягивал время, и все безудержно над ним смеялись, он понял связь, существующую между вещами и событиями: например, как медсестра могла не зайти в кабинет. После этого случая он стал серьезнее относиться к учебе, потому что не хотел снова быть объектом всеобщих насмешек. Но мальчик нисколько не пожалел, что это произошло с ним, и был благодарен Харлампию Диогеновичу за то, что тот многому его научил, и не только математике.


Отзыв (227 слов): Мне понравился рассказ Фазиля Искандера, потому что в главном герое я узнала себя. Его безотчетный страх перед выходом к доске и стремление любой ценой воспрепятствовать этому – все это характеризует каждого ученика. Поэтому книга оставила после себя хорошее впечатление – она близка мне по духу и вполне понятна.

Главная мысль произведения, по моему мнению, заключается в том, что настоящий учитель должен не только передавать свои знания о предмете, но и помогать детям постигать жизнь во всем ее многообразии. Харлампий Диогенович смог совместить в себе все эти функции, поэтому рассказчик так тепло отзывается о нем и его манере преподавания. Этот метод достаточно спорный, ведь кого-то насмешки могут довести до нервного срыва, но опытный наставник, вероятно, может дозировать свои шутки, чтобы они никого не задели. Я же вижу в юморе возможность воздействовать на школьника и донести до него важные сведения о жизни, которую ему только предстоит познать. Воспитанники Харлампия Диогеновича еще на школьной скамье поняли, как важно уметь посмеяться над собой и адекватно воспринимать юмор (этому нас учит и рассказ Искандера). Это очень важные умения, которые пригодятся всем и каждому.

Книга заставила меня задуматься о том, что нам необходимо смело смотреть в лицо даже своим слабостям, не бояться выйти и сказать: «Я не понял». Только так можно не только освоить трудный предмет, но и научиться вести себя достойно в любой ситуации. Я бы посоветовала это произведение всем школьникам и их наставникам.

Автор: Алина Пак

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *