Сочинение: Образ Харлампия Диогеновича в повести «Тринадцатый подвиг Геракла» (Ф. А. Искандер)

(458 слов) Произведения Искандера не так широко известны современному читателю, как творения других, более привычных слуху, авторов. Тем не менее, недооценивать его вклад в отечественную литературу не стоит. Созданные им сатирические повести не только остроумны, смешны, оптимистичны, но и поучительны. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» — не исключение. Впервые напечатан он был в 1964 году в журнале «Сельская молодежь». Спустя два года — вошел в состав одноименного сборника. Повествование ведется от лица ученика 5 «Б» класса. Помимо собственных школьных проблем и впечатлений, он описывает одноклассников, и, конечно, учителей.

Харлампий Диогенович – преподаватель математики из Греции, который сильно отличается от остальных педагогов. Желая подчеркнуть происхождение, автор дает герою фамилию, которая отсылает к знаменитому древнегреческому философу Диогену. Имя персонажа тоже знаковое. Харлампием звали святого, который проживал в провинции, когда-то принадлежавшей грекам. Внешность преподавателя проста, но внутри у этого человека скрывается огромная сила.

«Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый, он властно и спокойно держал класс в руках».

В отличие от большинства математиков, которых знал рассказчик, этот человек не был слабохарактерным и неряшливым. Напротив, он был спокоен, строг, силен. Ученики слушаются его беспрекословно, боясь нарушить тишину на уроках. Списывать на контрольных также решаются немногие, только в крайних случаях. Харлампий Диогенович каждый раз с легкостью узнает хитрецов, а затем высмеивает их работу перед всеми.

Но, несмотря на кажущуюся суровость, учитель очень любит юмор. Шутки у него своеобразные и направляет он их, по большей части, на провинившихся. Так, Шурик Авдеенко, пытавшийся подглядеть решение задачи у сидящего впереди отличника, с легкой руки становится «лебедем». По мнению педагога, он так же комично вытягивает шею до чужой тетради, как и благородная птица. А действия самого рассказчика вдруг становятся «тринадцатым подвигом» — не великим свершением, а ненужным, совершенным из трусости поступком.

«Мы сразу по его голосу поняли, до чего это был фальшивый и некудышный подвиг, потому что, если бы Гераклу понадобилось совершить тринадцать подвигов, он бы сам их совершил, а раз он остановился на двенадцати, значит, так оно и надо было и нечего было лезть со своими поправками»

Помимо этого, герой вынужден перетерпеть позорные минуты у доски – ведь ответить на вопрос он так и не может. Но он не оскорбляется и не злится. Напротив, отныне гораздо серьезнее относится к учебе.

Математик не стремится подавить личность или унизить человека. Его цель — воспитать в каждом умение смотреть на себя с другой стороны, не опасаться быть перед кем-то глупым или забавным. Параллельно он вдохновляет школьников на изменения. Ведь никто из них не захочет вновь стать объектом чужих насмешек. Таким необычным способом он старается закалить характер ребят, чтобы по жизни им было идти намного проще.

Образ Харлампия Диогеновича мотивирует не только учеников. Вот уже больше полувека дети читают рассказ о нем и стараются перенять лучшие черты этого волевого и эрудированного человека. Именно такие учителя запоминаются навсегда, ведь не сводят свои функции к формальному перечню знаний. Они учат детей жизни.

Автор: Инна Колокольникова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *