Краткая биография Н. Тэффи: жизнь и творчество
Надежда Александровна Лохвицкая – поэтесса, писательница и мемуаристка, работающая псевдонимом «Тэффи». Ее рассказы печатались в «Русских записках» и «Звене», Надежда Александровна регулярно публиковалась в журнале «Сатирикон». После революции 1917 года эмигрировала в Париж. Жизнь Тэффи наполнена контрастами: ее называли королевой русского юмора, но горе, с которым ей приходилось сталкиваться по мере взросления, трансформировало ее творчество в более философскую направленность. От ярких стихов, наполненных сатирой, Надежда Александровна пришла к философской прозе.
Содержание:
Детство и происхождение
Поэтесса родилась в 1872 году в Санкт-Петербурге в семье успешного адвоката Александра Владимировича Лохвицкого и обрусевшей немецкой дворянки Варвары Александровны фон Гойер. Оба родителя занимались интеллектуальной деятельностью, отец издавал и редактировал газету «Судебный вестник», за свою работу был награжден орденом Святой Анны, а мать была большим любителем чтения и передала свою любовь к литературе детям. Семья была большой, детей было пятеро.
Прадедом писательницы был Кондратий Лохвицкий, завершивший карьеру в статусе губернского прокурора. Кондратий Андреевич был не только успешным чиновником, он писал поэтические зарисовки с вкраплениями мистицизма. Именно от него идут творческие корни семьи. Поэтический дар сестер Лохвицких проявился рано, поэтому девушки договорились «входить» в литературу по старшинству. Первой стала Мирра, ее сборник стихотворений 1896 года был награжден Пушкинской премией.
Юность и образование
Когда Надежде было 12 лет, отец семейства скончался, по этой причине вдова с детьми вернулась обратно в Санкт-Петербург. Тэффи обучалась в Литейной женской гимназии и закончила ее в 1890 году, там же начала писать первые стихотворения. Известно, что у девушки был талант художника, и некоторое время она мечтала о подобной карьере.
Вспоминая себя в подростковом возрасте, Надежда Александровна делится переживанием из поездки ко Льву Николаевичу Толстому. Она мечтала попросить великого писателя изменить судьбу героя «Войны и мира» Андрея Болконского и оставить его живым. Однако, увидев графа, маленькая Тэффи оробела и лишь попросила автограф.
Творческий путь
Так как популярность сестры росла с каждым днем, после окончания гимназии Надежда оставила творческие планы на потом и почти сразу же вышла замуж. Ее выбор пал на судью Владислава Бучинского. У пары было трое детей, две дочери и сын, с которыми позже Тэффи потеряет крепкую связь. В 1900 году у Надежды с мужем произошел развод, она вернулась в Санкт-Петербург для работы на литературном поприще.
Дебют Надежды Лохвицкой (тогда она еще использовала свою настоящую фамилию) состоялся в сентябре 1901 года в журнале «Север». Ее стихотворение не имело успеха у читателей и критиков. Однако Лохвицкая быстро вошла в круг символистов и посещала литературный салон Вячеслава Иванова и Федора Сологуба, известный как «Башня». Через три года Тэффи начала сотрудничать с газетой «Биржевые ведомости», в которой, по словам самой писательницы, «помогала бичевать» отцов города. С первого и до последнего номера писательница публиковалась в «Сатириконе», она не была штатным сотрудником журнала, но печаталась с большим удовольствием и активно участвовала в сборниках сатириконцев. В 1910 году вышел сборник лирики «Семь огней». Критик Полонский высоко оценил произведения, написав: «госпожа Тэффи все время кипит ручьем», Брюсов же «Семь камней-огней» назвал «поддельным ожерельем».
История-ответ на вопросы о псевдониме звучит так: Надежда искала имя, которое могло бы принести счастье.
«Лучше всего имя какого-нибудь дурака — дураки всегда счастливы».
Поэтессе вспомнился дурак с именем Степан, которому всегда везло, а для домашних он был просто «Стэффи». Буква «с» была ликвидирована, чтобы не слишком льстить дураку, поэтому осталось слово «Тэффи».
Главные достижения
«Поэзия – моя любовь, а юмористическая беллетристика – кормилица» – говорила Тэффи. В 1910-11 годах выходят две книги «Юмористических рассказов», именно они приносят писательнице популярность, титул «королевы смеха» и переиздаются более 10 раз. Рассказы напоминают произведения Антона Чехова, в них сливаются доброта, ирония и любовь к собственным героям. Иван Бунин отзывался о творчестве Надежды так:
«И это делает трагический текст таким комичным, что мы с Георгием Ивановым хохочем, будто он нам читает рассказ Тэффи или Зощенко».
В последующие годы выходят сборники «И стало так» и «Дым без огня». Рассказы пишутся про реальную жизнь реальных людей, в них нет ярости или слишком высоких размышлений, метко подсвечена повседневность. Эпиграф двухтомника, который объясняет отношение писательницы к своему творчеству, взят из «Этики» Спинозы:
«Ибо смех есть радость, а посему сам по себе — благо».
Именно на то время приходится апогей славы Надежды Александровны: множество публикаций в журналах и газетах, популярные сборники и народная любовь.
В честь Тэффи даже называют конфеты. Писательница, получив их, объелась до боли, поэтому близким пришлось обращаться за врачебной помощью. Позже она иронически скажет об этом случае: «Объелась славы». Надежда преуспела и на драматургическом поприще: в Малом театре Петербурга была поставлена комедия-шутка «Женский вопрос».
Отношения с властью
В 1913 году готовился сборник к 300-летию дома Романовых, и Николая II спросили, кого бы из писателей он хотел там увидеть. Император сразу же ответил: «Одну Тэффи!».
После Октябрьского переворота 1917 года новой властью был закрыт журнал «Новый Сатирикон», и Тэффи покинула Петербург, направившись в Киев, потом она некоторое время провела на юге России — вместе с белыми частями. Позже корабль, на котором плыла писательница, причалил в Константинополе, а еще через некоторое время Надежда Александровна добралась до Парижа, где и обосновалась. Там она продолжила заниматься искусством, публиковать произведения и даже организовывать литературный салон, в который приходили А.Н. Толстой с женой, Татьяна Павлова и многие другие. Вектор творчества становится философским, наполненным рассуждениями о жизни. В первом номере газеты «Последние новости» выходит рассказ «Ке фэр?» с известной цитатой старого генерала, которая принесла Тэффи еще большую популярность. Эмигранты любили творчество Лохвицкой, с 1920 по 1940 год ее публиковали в «Русском инвалиде», «Современных записках» и множестве других газет и журналов. Параллельно с этим в послереволюционной России выходили ее рассказы 1920-х годов о тяжести и страдании после покидания родины. Они публиковались в виде сборников, деньги с которых Тэффи не получала. Вот так национализировали авторские права в советской России! Писательница не могла стерпеть такого отношения и выступила с публичной критикой в статье «Вниманию воров!».
Тэффи занималась огромным культурным трудом: участвовала в днях русской культуры, помогала находить деньги в фонд памяти Шаляпина и на основание библиотеки имени Герцена в Ницце. На «вечерах помощи» организовывала сборы для писателей в тяжелом финансовом положении. За двадцать лет, проведенных вне родины, были опубликованы 19 сборников рассказов.
Личная жизнь
Тэффи редко публично делилась подробностями личной жизни, поэтому многое неизвестно. В эмиграции с середины 1920х годов писательница была в романтических отношениях с Павлом Тикстоном. Они не узаконили свои отношения, однако пара была гармоничной, отношения были очень счастливыми. Он также бежал из России после революции, из-за кризиса Павел Андреевич понес большие финансовые потери, которые стали причиной его физической слабости. Надежда Александровна была с возлюбленным до самой его смерти, а после кончины Тикстона даже думала оставить творчество и заняться шитьем, но, к счастью, так и не решилась.
Отношения с детьми у Тэффи были разорваны, и в последние годы она старалась их восстановить. Не все дети были готовы простить мать, однако старшая дочь наладила общение с Надеждой.
Интересные факты
Жизнь Тэффи была наполнена множеством интересного, вот несколько наиболее ярких фактов из ее биографии:
- О рассеянности Тэффи ходили легенды. Она забывала зажечь конфорку для чайника или могла указать собственный адрес на конверте для отправки денег.
- С собой в могилу Тэффи попросила положить небольшой крестик, привезенный из Соловецких островов. Об этом она сообщила за несколько часов до смерти.
- Творчество писательницы из Англии Эдит Несбит, с которой Лохвицкая общалась, могло вдохновить на создание псевдонима, о котором столько споров. Имя Эффи принадлежит одному из персонажей сказки «Освободители своей отчизны».
- У Тэффи было большое количество почитателей и критиков, отношение к ней даже разделило семью Толстых. Лев Николаевич писательницу не любил, однако его супруга читала произведения с удовольствием.
- Лохвицкая не любила жестокости, и когда Зинаида Гиппиус позволила себе издеваться над пожилой дамой, задавая ей сложные вопросы, Тэффи сказала ей: «— Я бы поняла, если бы вы пошли на медведя с рогатиной. Но когда вы рвете лапки у мухи — меня тошнит».
Последние годы
Во время Второй мировой войны Тэффи находилась во Франции. Из-за закрытия изданий и сокращения выступлений она столкнулась с финансовыми трудностями. После смерти покровителя-миллионера Атрана, который выплачивал пенсии четырем великим русским писателям, в 1951 году ситуация усугубилась.
Последняя книга писательницы вышла в свет в Америке в феврале 1952 года. 6 октября того же года Тэффи скончалась в Париже от сердечного приступа и была похоронена на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа, ее могила располагается рядом с захоронением Ивана Бунина.
Автор: Регина Сигай