Аргументы из романа «Герой нашего времени» для итогового сочинения
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова — уникальное произведение, первый психологический роман в России. Книга представляет собой пять самостоятельных повестей, объединённых в полноценную историю жизни Григория Печорина. Внимательный читатель извлечёт из этого произведения немало жизненных уроков и интересных идей. Многомудрый Литрекон делится подборкой аргументов из романа для итогового сочинения. Приятного просвещения!
Любовь
Настоящая любовь. Тему любви можно назвать одной из ключевых тем не только в русской, но и в мировой литературе. Затрагивает ее и Михаил Лермонтов в романе «Герой нашего времени». Средством характеристики Григория Печорина являются нюансы его общения с женщинами. В романе можно проследить несколько полноценных любовных линий: Печорин — Бэла, Печорин — княжна Мери и Печорин — Вера. В главе «Тамань» герой очарован неизвестной контрабандисткой, которую про себя называет Ундиной, однако их отношения нельзя назвать любовными. Каждую из этих женщин герой делает несчастной. Он цинично играет судьбами Бэлы и Мери, очаровывая их, а затем отдаляясь, желая проверить, насколько крепка их привязанность. Ни Бэла, ни Мери в сущности ему не интересны, он разочаровывается в них так же быстро, как до этого влюбился. Совсем иное происходит между ним и Верой. Григорий искренне любит эту женщину, но осознаёт всю глубину своих чувств, лишь когда отношения с любимой находятся на грани разрыва. Сцена погони за Верой и плача Печорина, загнавшего лошадь и упавшего поперёк дороги, — одна из сильнейших сцен в романе. В первый и последний раз герой снимает маску равнодушия и плачет по настоящей любви, которую упустил.
Всегда ли любовь делает человека счастливым? В романе Лермонтова «Герой нашего времени» это чувство не приносит радости ни Печорину, ни тем, кто его окружает. Его отношения с Мэри и Бэлой — это не искреннее влечение, а игра, порождённая скукой и жаждой новых эмоций. Влюблённая княжна Мэри страдает из-за холодности Печорина, а Бэла теряет не только семью, но и жизнь. Обе девушки остро переживают разочарование в любви. Сам Печорин, способный анализировать свои поступки, осознаёт свою неспособность к глубокой привязанности, что делает его внутренне несчастным. Даже его отношения с Верой не выходят за рамки интрижки. Григорий не готов взять на себя ответственность за их совместное будущее. Куда проще пользоваться взаимностью чужой жены без обязательств. За эту инфантильность персонаж поплатился тем, что потерял единственный шанс на сильное чувство. Любовь в романе становится источником страдания, подчёркивая, что без взаимности и искренности притяжение душ ведет лишь к столкновению интересов и разрушению.
Дружба
Истории дружбы героев, не только близких, но иногда и противоположных по характеру, мы можем встретить во многих литературных произведениях. Среди них и роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени», а точнее — глава-повесть «Максим Максимыч». Именно в этой части романа читатель подробнее узнает о том, что за человек Печорин и как к нему относится Максим Максимыч. Мы видим интересную коллизию: пожилой штабс-капитан искренне интересуется молодым прапорщиком Печориным, даже восхищается им, хоть и не может вполне оценить и понять всех его поступков и проявлений характера. Григорий Печорин же относится к Максиму Максимычу насмешливо-снисходительно, несмотря на то, что тот старше его и по возрасту, и по званию. Печорин разочарован в дружбе, он не может оценить полуотеческих чувств к нему Максима Максимыча, и потому отталкивает от себя друга, который так стремился его понять.
В романе Лермонтова «Герой нашего времени» дружба разрушается из-за эгоизма и неискренности. Печорин и Вернер могли бы стать настоящими друзьями, но Печорин слишком поглощён собой, чтобы ценить искренние отношения. Вернер, в свою очередь, понимает, что общение с Печориным опасно, ведь тот привык манипулировать людьми. Этот разлад особенно заметен в эпизоде с дуэлью: Вернер помогает Печорину, но между ними нет доверия. После хладнокровного убийства Грушницкого приятели больше не могли сблизиться. Вернер не принял и не простил поступок Печорина, так как не мог смириться с жестокостью и мстительностью Григория. Эти черты оттолкнули его. Разрушение их дружбы символизирует, что без уважения и понимания отношения становятся пустыми и обречёнными на разрыв. Таким образом, эгоизм и отсутствие истинной привязанности — главные враги дружбы.
Смелость и безрассудство
Жажда приключений характеризует многих героев литературных произведений, особенно авантюрных романов. Конечно, лермонтовского «Героя нашего времени» нельзя назвать таким произведением, однако в повести «Тамань» авантюризм играет сюжетообразующую роль. Во время своих путешествий Печорин случайно знакомится с загадочной «Ундиной», увлекается ею. Очень скоро он разгадывает тайну девушки: она — контрабандистка. Выяснив, что мужчина понял, чем занимается она и вся шайка бандита Янко, «Ундина» пытается его утопить. Григорий легкомысленно поддался на ее соблазн и позволил заманить себя в ловушку. Это был безрассудный поступок, ведь персонаж не увидел опасность возможных последствий. Более того, его действия были лишены смысла изначально. Печорин чудом выживает, но девушке удаётся сбежать. Таким образом, жажда приключений, которой загорелся Печорин, так пресыщенный безынтересной жизнью, едва не стоила ему жизни. Безрассудство героя проявилось в бессмысленном риске.
Смелость в романе Лермонтова «Герой нашего времени» проявляется как умение действовать решительно, несмотря на страх и смертельную опасность. В главе «Фаталист» Печорин сталкивается с пьяным казаком, угрожающим жизни других солдат. Понимая риск, он не отступает, а хладнокровно и уверенно обезвреживает нападающего. Этот поступок показывает, что храбрость — это не отсутствие страха, а способность преодолеть его ради защиты окружающих. Печорин не столько хочет доказать свою отвагу, сколько руководствуется внутренней уверенностью в своей судьбе, что делает его действия одновременно рациональными и героическими. Смелость становится проявлением силы духа и ответственности.
Чем опасно равнодушие?
Равнодушие — страшнейшие из человеческих чувств, поскольку являет собой бесчувствие. Равнодушный человек не способен на сострадание, на искренние эмоции — их в его характере вытесняет холодный рассудок. Безразличным можно назвать Григория Печорина, главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Постоянно скрывая душевные порывы за маской безучастия, Печорин не замечает, как эта маска «прирастает» к его лицу, и жизнь, лишенная красок, которые ей придают переживания, быстро ему наскучивает. Лишь однажды он проявляет себя настоящего — в момент, когда, загнав лошадь, понимает, что навсегда упустил Веру — любовь всей его жизни. Печорин плачет, и это самое что ни на есть искреннее проявление эмоций. Однако как только герой успокаивается, к нему моментально возвращается былой цинизм: он холодно замечает, что слёзы способствуют хорошей работе внутренних органов.
Равнодушие, проявленное Печориным в главе «Княжна Мери» романа Лермонтова «Герой нашего времени», становится разрушительной силой. Грушницкий, отказавшись признать свою вину в подмене оружия, ставит под угрозу честь Печорина, но тот, не испытывая жалости или угрызений совести, хладнокровно убивает бывшего друга на дуэли. Григорий мог бы пощадить приятеля, ведь и так поставил его в неудобное положение и разоблачил обман, но он предпочел поступить иначе. Безразличие к чужой жизни делает Печорина не только беспощадным судьей, но и палачом, играющим с судьбами других ради удовлетворения собственных амбиций. Такое равнодушие лишает людей глубоких связей, превращая мир в арену холодного расчета и циничных решений. Этот эпизод показывает, как безучастие способно уничтожать не только отношения, но и саму человеческую сущность.
Жестокость
Жестокость характера — как правило, следствие травм или потрясений, пережитых человеком в прошлом. Для понимания природы жестокости нужно глубоко разбираться в психологии личности. То же делает Михаил Лермонтов в психологическом романе «Герой нашего времени». Григория Печорина, главного героя романа, вполне можно назвать жестоким человеком. Он циничен и холоден, ему доставляет удовольствие играть чужими судьбами и эмоционально давить на окружающих его людей, подавляя собственные чувства. Однако герой был таким вовсе не с рождения. «Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть» — этот монолог Печорина в одной из глав романа, оформленной как его личный дневник, позволяет нам понять предысторию героя и осознать, что его жёсткий и циничный характер — следствие детской травмы. Непонятый окружающими, юный Григорий замкнулся в себе и вырос холодным циником, препарирующим человеческие судьбы, как Евгений Базаров — герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» — препарировал лягушек.
Что еще можно добавить в подборку? Делитесь идеями — Литрекон напишет!
Автор: Фаина Пастернак