Аргументы из пьесы «Гроза» для итогового сочинения
В пьесе А.Н. Островского «Гроза» можно найти аргументы для раскрытия многих актуальных тем итогового сочинения. Многие формулировки на экзамене — это хорошо забытые старые темы прошлых лет, поэтому готовиться по ним очень полезно. Вот и начнем! Приятного просвещения!
Содержание:
Родительская любовь
В пьесе Александра Островского «Гроза» тема родительской любви раскрывается через образ Марфы Игнатьевны Кабановой и её отношения с детьми — Тихоном и Варварой. Но эта любовь представлена в её искажённой, гиперопекающей форме, которая подавляет волю детей и разрушает их индивидуальность. Так, Кабаниха стремится держать сына под полным контролем, считая, что настоящая забота о его будущем заключается в строгом выполнении долга и подчинении. Тихон вынужден жить под давлением её авторитарной власти, лишаясь возможности самостоятельно принимать решения. Она воспитывает его в духе искаженных патриархальных устоев, где мужская воля подчинена материнской воле, что ломает его характер. Тихон не может противостоять матери, что ярко проявляется в его зависимости от неё. Даже в отношениях с женой Катериной Тихон не может быть самостоятельным, так как вся его жизнь пропитана чувством долга перед матерью, а не личной ответственностью. В данном примере родительская любовь вредит ребенку, потому что разрушает его личность.
Родительская любовь в виде гиперопеки в пьесе «Гроза» превращается в разрушительную силу. Вместо того чтобы поддерживать и развивать личности своих детей, Кабаниха подчиняет их своей воле, что делает Тихона слабым и зависимым, а Варвару — скрытной и лживой. Сестра Тихона, Варвара, несмотря на тот же воспитательный подход, проявляет бунтарство и хитрость, стараясь уклониться от материнского контроля. В отличие от Тихона, Варвара ищет способы жить по-своему, осознавая, что подчинение Кабанихе приведёт к утрате её личности. Ложь и обман в отношениях с матерью — это своего рода протест против навязанных ей правил, что показывает, что гиперопека может вызывать не только покорность, но и скрытое сопротивление. В данном случае родительская любовь искажена утрированием: Кабаниха считает, что основа материнской заботы — это контроль и подчинение, а не доверительные отношения. Из-за этой ошибки ее чувства к детям становятся тем губительным фактором, который разрушает их жизни.
Семейные ценности
Эта тема в пьесе Александра Островского «Гроза» раскрывается через образ семьи Кабановых, в которой традиционные патриархальные ценности принимают искажённую форму, превращаясь в инструмент психологического насилия. Семья Кабановых живёт по строгим устоям, где во главе стоит мать — Кабаниха (Марфа Игнатьевна), олицетворяющая собой суровые правила. Она проповедует традиционные нормы, согласно которым дети и женщины должны беспрекословно подчиняться старшим и следовать установленным обществом стандартам поведения. Однако эти ценности, которые формально должны способствовать поддержанию порядка и гармонии в семье, искажаются в её руках и превращаются в средство контроля и давления. Кабаниха не столько поддерживает семью, сколько разрушает её своими деспотическими и абсурдными требованиями. Этот пример заставляет задуматься о том, что превратно понятые традиционные ценности могут навредить людям и привести к девальвации моральных устоев.
Семейные ценности должны быть основаны на общепринятых моральных установках. Но порой их понимание искажается. Таким примером является семья Дикого. Савелий играет роль деспота и запугивает скандалами всех домашних. Его жена со слезами на глазах умоляет родных не сердить хозяина дома и ни в чем ему не перечить, ведь за любое неповиновение расплачиваются самые уязвимые члены семейства. Показательно отношение Дикого к племяннику: он обманывает Бориса и считает своим долгом не отдавать ему положенное наследство. Савелий полагает, что не может обделить своих детей, и обязан присваивать все деньги, которые попадаются ему под руку. Но забота о потомстве — удобный предлог, а не искренний мотив героя. Дикой беспощаден и груб даже к родным. При этом он мнит себя пострадавшей стороной и винит окружающих в том, что они провоцируют его на крики и выяснение отношений. В этой семье патриархальный уклад Калинова приобретает искаженную форму: хозяин дома становится тираном, а не защитником домочадцев. В таком виде традиционные ценности вызывают лишь страх: никому не хочется жить в таких условиях.
Чем опасно равнодушие?
Тема равнодушия в пьесе Александра Островского «Гроза» ярко раскрывается через образ Бориса и его отношение к Катерине. Его безразличие в решающий момент становится роковым для судьбы героини и подчёркивает, насколько опасно это явление в отношениях и в обществе. Борис, будучи любовником Катерины, изначально кажется ей единственным светом в её тёмной жизни. Он олицетворяет для неё возможность спасения от тяжёлого брака и тирании Кабанихи. Однако его поступки не соответствуют ожиданиям Катерины. Когда скандал с Кабанихой и Тихоном достигает своего пика, Катерина, находясь в отчаянии, ожидает от Бориса помощи и спасения. Она надеется, что он увезёт её из этого угнетающего дома, где она не может дышать свободно. Однако Борис отказывается вмешаться, оправдываясь тем, что зависит от своего дяди Дикого, и не может открыто выступить против установленных порядков. Это равнодушие приводит к трагедии: Катерина окончательно теряет надежду и бросается в Волгу. Островский подчёркивает, что безразличие не только разрушает отношения между людьми, но и несёт в себе опасность для жизни и общества в целом.
Опасность равнодушия раскрывается в образе Тихона. От читателя не ускользает его безразличие к страданиям жены, Катерины, которая подвергается тирании со стороны его матери, Кабанихи. Отношение Тихона к супруге и ее положению в доме становится одним из факторов, ведущих к трагической развязке. Кабаниха, воплощение жестокого патриархального уклада, постоянно унижает и подавляет Катерину, считая это проявлением строгой дисциплины и нравственного порядка. Вместо того чтобы защитить жену и встать на её сторону, Тихон остаётся пассивным наблюдателем, хотя понимает, что мать несправедлива. Он формально выражает сочувствие Катерине, но никогда не предпринимает активных действий, чтобы остановить материнскую тиранию. Его зависимость от матери и неспособность противостоять её диктату превращают его в соучастника психологического насилия, которое Кабаниха осуществляет над Катериной. Такое отношение к переживаниям жены привело Тихона к одиночеству: героиня не выдержала давления и наложила на себя руки, а муж ничего и не сделал, чтобы это предотвратить.
Когда любовь становится испытанием?
В пьесе Островского «Гроза» любовь становится испытанием для Катерины в её отношениях с Борисом, поскольку эта она сталкивается с непреодолимыми социальными преградами и личной слабостью Бориса. Катерина влюбляется в Бориса. Она видит в интеллигентном и образованном мужчине источник свободы и спасения от тирании Кабанихи и бессильного Тихона, но их чувства изначально обречены на трагическую развязку. Борис, зависимый от своего дяди и не способный пойти против общественных норм, не может поддержать её и сделать решительный шаг на пути к счастью. При этом Борис не может не понимать, что дядя и так не даст ему ни гроша из законного наследства. Но он упорно цепляется за свои иллюзии из-за боязни перед настоящей жизни, где не на кого опереться. Для Катерины, которая готова на всё ради любви, это испытание оказывается слишком тяжёлым: столкнувшись с безысходностью, она решает покончить с собой, не найдя спасения в своих чувствах.
В пьесе Островского «Гроза» любовь Тихона к Катерине становится для него тяжёлым испытанием, поскольку его слабость и неспособность защитить её от тирании матери, Кабанихи, приводят к трагедии. Несмотря на искренние чувства, Тихон оказывается неспособным противостоять строгим патриархальным порядкам и жестокости своей матери, что лишает его возможности поддержать жену в её отчаянии. Тихон понимает, что Катерине тяжело, но в очередной раз, несмотря на ее просьбы остаться, трусливо уезжает из дома, пытаясь хоть ненадолго забыться. Он осознаёт свою любовь, но бездействие делает эту привязанность бессильной, и в конечном итоге Тихон теряет Катерину, когда она в поисках свободы и спасения решает покончить с собой. Тихон, не сумев защитить её, платит за свою слабость утратой самого дорогого.
Зачем человеку нужна любовь?
В пьесе Островского «Гроза» любовь Бориса даёт Катерине ощущение счастья и свободы, пусть и недолгого, что подчёркивает важность этого чувства для человека. В своём угнетённом положении, под постоянным контролем Кабанихи, Катерина находит в любви к Борису надежду на освобождение и радость, которой ей так не хватает в браке со слабовольным и апатичным Тихоном. Героиня вышла замуж без любви и не обрела в союзе с Тихоном глубокой привязанности. Но связь с Борисом пробуждает в ней внутреннюю силу и стремление к счастью, пусть и временное. Несмотря на то, что Борис в итоге не может увезти её и спасти, сама возможность любить и быть любимой даёт Катерине краткий миг настоящей эйфории, что показывает, как любовь способна наполнять жизнь смыслом даже в самых тяжёлых обстоятельствах.
В пьесе Островского «Гроза» Варвара ищет в любви спасение от тирании Кабанихи, что подчёркивает, как это чувство необходимо человеку для обретения свободы и личного счастья. Под постоянным контролем матери Варвара чувствует, что её жизнь лишена радости и свободы. Она ищет утешение в любви к Кудряшу, стремясь таким образом убежать от строгих семейных устоев и найти независимость. Завладев ключом от калитки, Варвара начала ходить на свидания с Кудряшом и строить свое будущее за пределами ненавистного дома. С ним же она и сбегает от матери, оставив в прошлом годы лицемерного подчинения. Для Варвары любовь становится способом противостоять давлению и обрести личную волю, что показывает, как высокое чувство может стать для человека источником силы и возможности вырваться из угнетающих обстоятельств.