Аргументы из литературы: Что дает человеку искусство?
Многомудрый Литрекон подготовил интересные примеры из литературы, которые расскажут об искусстве. Искусство – это прекрасное творение, которое помогает человеку стать лучше. Оно помогает узнать себя и понять окружающий мир. Благодаря книгам, фильмам, музыке, картинам мы способны измениться или даже выбрать свой дальнейший жизненный путь. Искусство является неотъемлемой частью жизни, которая расширяет кругозор и взращивает в душе нравственные ценности. Чтобы лучше понять особенности этой темы и красноречиво сформулировать свои мысли при написании сочинения, Многомудрый предлагает обратиться Вам за помощью к аргументам из литературы. Приятного просвещения!
- А. Т. Твардовский «Василий Теркин». Искусство способно творить чудеса. Василий Теркин был ранен в руку. Некоторое время он провел в госпитале, потом вернулся на фронт. К товарищам героя подвез водитель грузовика. Тем временем в холодную зиму идет ожесточенная война. Солдаты вымотаны. Им холодно, а сил осталось очень мало. Шофер, который подвез Василия, жалуется, что «во всей колонне» нет гармони. Но инструмент был, только хозяин его погиб. Но Василий Теркин берет гармошку и исполняет песню о трех танкистах. Очень быстро вокруг Теркина стали собираться солдаты. Все хотели послушать музыку. Кто-то вспоминал близких людей и погибших. Кто-то думал о предстоящей битве. Но каждому бойцу музыка придала сил и подняла общий боевой дух. Из этого примера следует, что искусство способно помочь человеку в трудную минуту. Она его воодушевляет, благодаря чему человек видит возможность создания светлого будущего. Он готов действовать дальше, совершать подвиги и верить в лучшее.
- К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Искусство способно вдохновить человека и подарить ему великую радость. Эдвард Григ – великий композитор. Однажды он прогуливался по лесу и встретил там девочку, которая собирала еловые шишки. Ее звали Дагни Педерсен. Она очаровала композитора. Живая, яркая и любознательная. Эдвард захотел ей что-нибудь подарить, но с собой у него ничего не было. Герой быстро нашел выход из ситуации. Он придумал подарок. Но получить Дагни его сможет лишь на свое совершеннолетие. А дома композитор сел за создание шедевра. В музыку он хотел вложить всю прелесть юности, жизнерадостности. И даже в процессе работы, когда он воспроизводил свое творение, у Эдварда были слушатели. Матросы, прогуливающиеся по улице, и прачка. Все они слышали чудесную мелодию, и что-то в их душе она задевала, так как слез люди сдержать не могли. А Дагни, когда ей исполнилось восемнадцать лет, посещает концерт. И там она слушает композицию, которую представили, как «посвященную дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педрсен, по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет». Девушка получила свой обещанный подарок, и он вызвал в ней бурю эмоций из нахлынувших воспоминаний. Этот пример показывает, что искусство затрагивает струны нашей души, в которых сокрыты прекрасные сильные чувства, ранее неведомые нам.
- Л. Н. Толстой «Война и мир». Искусство наделено невероятной силой, которая помогает человеку. В романе Толстого у Николая Ростова была возлюбленная Соня. Благосклонности девушки жаждал и Федор Долохов, но Соня ему отказала. Долохова отказ оскорбил, принять он его не смог. В порыве мести Федор уговорил Ростова сыграть в карты на деньги. Николай проиграл приличную сумму. Герой не мог простить себе такой безответственности, ведь покрытие этого долга сильно ударит по бюджету семьи. Николай был зол на себя, удручен своим незавидным положением и думал о самоубийстве. Но дома он услышал, как его сестра, Наташа Ростова, поет. Чудесная песня и нежный голос сестры помогли Николаю успокоиться, справиться со злобой. Герой пришел к выводу, что все его проблемы вполне решаемы. За считанные минуты он переосмыслил свою жизнь. Обратился к отцу за помощью, разорвал дружбу с Долоховым и завязал с азартными играми. Исходя из этого, следует, что искусство имеет огромное влияние на человека. Оно благоприятно сказывается на эмоциональном и душевном состоянии. Благодаря музыке, картинам или книгам личность лучше справляется с негативными мыслями и находит в себе силы решить ту или иную проблему.
- Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго». Лишь высокоорганизованная личность способна по достоинству оценить искусство и получить от него по максимуму. Юрий Живаго – преуспевающий медик. В его жизни много трудностей и препятствий. Герой даже был в плену во время революции. Он умный, трудолюбивый и талантливый. Но воля у него слабая. Это ранимый и чувствительный человек, который сумел найти спасение от жизненных невзгод. Все свои переживания он переносит на бумагу. Пишет стихи. Творчество позволяет ему разобраться в происходящем, позволяет лучше понять свои чувства. Написание нескольких строф полностью поглощало его, вдохновляло и превращалось в чудесную работу, от которой Юрию становилось лучше. Таким образом, искусство дает человеку возможность осознать свои впечатления и поделиться ими. Оно же помогает расслабиться и отпустить негативные эмоции.
- В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Петр Попельский родился слепым. Его мама не сразу это заметила, а позже, когда недуг открылся, всячески опекала его. Но ее брат, дядя Максим, настоял на том, чтобы ребенок учился познавать мир. У маленького Петруси это здорово получалось. Он не видел, но слух и осязание стали его лучшими помощниками. Когда герой подрос, он услышал игру конюха Иохима на свирели. Музыка сильно впечатлила мальчика, потому он часто приходил к необычному музыканту. Мать героя ревновала и попыталась заинтересовать ребенка игрой на фортепьяно, но у нее ничего из этого не вышло. Немного позже женщина поняла свою ошибку, наблюдая за Иохимом. Конюх вкладывал душу в музыку, в то время как она извлекала звуки из клавиш механически. Исправив свою оплошность, она смогла заинтересовать Петра фортепиано. Мальчик рос и развивался. Не всегда ему было просто. Из-за слепоты его сторонились, и не один раз в жизни он злился из-за этого. Петр мог бы замкнуться в себе, постоянно жалеть себя. Но музыка его не отпускала. У героя определенно был талант. Да и дядя Максим оказывал Петру поддержку. В конечном итоге герой вместо пути нескончаемого сожаления о неимении зрения выбрал путь музыки. Когда он играл, слушатели замирали, опасаясь нарушить эту чудесную идиллию. Этот пример показывает, что искусство способно дать человеку стимул жить и развиваться, самому наполнять свой мир яркими красками.
- А. П. Чехов «Чайка». Искусство – это нечто прекрасное, что воодушевляет и придает сил. Но так ли все радужно и ярко для тех, кто творит? В пьесе А. П. Чехова «Чайка» Нина Заречная горит мечтой стать актрисой. Она даже исполняет главную роль в пьесе, режиссером которой выступил Константин Треплев. Герой безнадежно влюблен в Нину, и так же, как и она, горит творчеством. Но судьба у персонажей произведения складывается трагично. Треплев живет под гнетом собственной матери. Она — популярная актриса, но для нее имеют значение только деньги и поддержание собственной красоты. В своего сына она не верит. В окружении режиссера и сценариста достаточно людей, которые советуют ему как, о чем и что писать. Некоторые открыто заявляют, что он безнадежен и тратит время впустую, тем самым убивая в нем веру в себя и мотивацию развиваться. А вот у Нины совсем другая ситуация. Она стремится к театру, но у нее нет способностей. Ее бунт против семьи и побег на подмостки закончился печально: Нина осталась одна с внебрачным ребенком, у нее нет перспектив в искусстве и подлинного таланта. Оба героя, как мотыльки на огонь, летели к творчеству, но лишь обожгли крылья и не смогли себя реализовать. Иногда искусство дает людям мираж, за которым кроется одно лишь разочарование.
- А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина всегда обожала книги. Она с упоением зачитывалась любимыми романами, которые восхищали ее и чьи главные герои влюбляли девушку в себя. Прочитанные книги хорошо сказались на ее воображении и подарили образ «прекрасного принца», которого она однажды обязательно встретит. Увы, жизнь не является сказкой. Татьяна знакомится с Онегиным и влюбляется в него, но не как в личность, а как в образ, который сама же себе придумала. Немного позже девушка сталкивается с жестокой для нее реальностью. Но это не ломает ее. Наоборот, героиня даже на тот момент благодаря прочитанной литературе обладала богатым внутренним миром и некоторыми важными жизненными принципами. Она вернулась к литературе, продолжила развиваться. И воспитала из себя женщину, заслуживающую уважения: верную, честную, способную правильно себя преподнести окружению. Таким образом, искусство дает человеку обогатить свой внутренний мир. Оно также способно призвать личность пересмотреть свои взгляды и убеждения. А порой, благодаря творчеству других людей, мы отдаемся во власть сладостных грез. И это совсем неплохо. В некоторые моменты именно они напоминают нам о яркости жизни.
- В. А. Жуковский «Невыразимое». Настоящее искусство – это то, что нужно уметь ценить. Но что такое, это загадочное искусство? Картины, книги, музыка? А может, все гораздо проще? Или наоборот, сложнее? В произведении Жуковского мы наблюдаем монолог лирического героя. Он думает о том, что красоту мира невозможно воплотить в слова. Даже вдохновение и красноречие не способны передать восхищение и всю ту бурю эмоций, которые в нас пробуждает творчество. Потому что все на свете каждый человек воспринимает по-своему. Особенно простые, обычные слова на листе бумаги. Под конец произведения герой говорит о том, что хоть искусство тесно связано с нашими душами, полноценно понять и прочувствовать его мы не в силах, так как не являемся его творцами. А сами создатели не способны наделить себя и других подобным даром, так как природа гораздо выше этого. Конечно, искусство способно придавать человеку сил и мотивировать на свершение великих дел. Но не стоит забывать о том, что настоящее искусство – это природа. Ее красоту невозможно запечатлеть на бумаге ни в виде слов, ни с помощью красок и холстов. По-настоящему им можно восхищаться лишь в живую, впитывая всю прелесть ощущений. Именно такие моменты заставляют сердце человека трепетно замирать, вызывают яркие воспоминания, призывают к самоанализу и предлагают просто порадоваться прекрасной жизни.
- О. Уайлд «Портрет Дориана Грея». Данное произведение хоть и не отображает суть проблемы напрямую, оно очень значимо, когда мы говорим об искусстве. Я объясню, почему. Из романа мы узнаем, что Дориан Грэй был необычайно красив. Даже Бэзил Холлуорд оценил красоту юноши и решил написать его портрет. В эту картину он вложил огромное количество сил и немалую часть своей души. Конечный результат получился невероятным. Каждого, кто его видел, он приводил в восхищение. Как и самого Грэя. Позже юноша захотел обрести вечную молодость, что на время у него получилось, но повлекло за собой тяжкие последствия. Кажется, что мы сильно отдалились от основной проблемы. Но между строк этого романа находится важное напоминание: великие создатели наделяют свои творения глубоким замыслом. Например, портреты одаренных художников действительно завораживают. Люди, которые смотрят на нас с холста, словно заглядывают нам в душу. А мы, глядя на эти портреты, словно приближаемся к чему-то неизведанному, потаенному. Чему-то важному для изображенного на картине человека. Роман «Дориан Грэй» наводит на мысль о том, что настоящее произведение искусства, созданное великим мастером, предоставляет человеку возможность разгадать некую сокрытую в нем тайну, подводит к важнейшим размышлениям и открытиям.
- И. А. Гончаров «Обломов». Душа, как и тело, требует подпитки. Ей нужно развитие, нужно стремление к чему-то прекрасному. Что будет, если не удовлетворять потребности души? Об этом написал И. А. Гончаров в своем романе. Читатель знакомится с двумя женщинами: Ольгой Ильинской и Агафьей Пшеницыной. И невольно их сравнивает. Ольга – жизнерадостный человек. Мужчин она привлекает, но не из-за своей внешности. Героиня всегда много читала, посещала различные культурные мероприятия. У нее богатый внутренний мир, поэтому она притягивает людей. Агафья – совершенно другой человек. Погрязшая в домашних хлопотах, женщина занимается лишь бытом. Весь ее потенциал поглощен курами-несушками и кулебяками. Да, содержание семьи – задача тяжелая. Только это не причина отказываться от саморазвития. Но Агафье неинтересно. Ее устраивает узкий кругозор. Понимая это, героиня даже отдает сына на воспитание к Штольцам, ведь сама ничего не может дать этому ребенку. Из этого примера можно сделать вывод, что искусство расширяет кругозор человека, наделяет его интересными знаниями, который он из-за широты мысли сможет применить в жизни. Если же люди ничем не интересуются и ограничиваются лишь бытовыми вопросами, они сознательно лишают себя богатого спектра жизненных красок и ничему не могут научить новые поколения.