Анализ стихотворения «Завещание» (М. Ю. Лермонтов)

Одной из основных тем поэтического наследия М. Ю. Лермонтова является тема одиночества. Поэт создает яркие самобытные тексты, лирический герой которых остро ощущает обособленность от других людей и пытается отыскать свое место в мире. Похожие мотивы звучат в стихотворении «Завещание», которое содержит горькую исповедь умирающего солдата и является своеобразным поэтическим завещанием самого поэта. Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию анализ стихотворения «Завещание» по плану, который поможет наиболее полно рассмотреть особенности композиции и проблематики произведения.

История создания

Лермонтов написал «Завещание» в 1840 году, за год до своей гибели, когда был во второй раз сослан на Кавказ. В основу стихотворения легли наблюдения поэта за военным бытом, жизнью и гибелью простых солдат.

Многие исследователи сходятся на том, что стихотворение во многом является автобиографичным. В нем отразилось мироощущение поэта в последние годы его жизни, чувство одиночества и обреченности. Родителей Лермонтова к этому времени уже не было в живых, немногочисленные преданные друзья остались в Москве, а на Кавказе ему так и не удалось с кем-то по-настоящему сблизиться. Одним из возможных прототипов возлюбленной лирического героя принято считать Варвару Лопухину, расставание с которой поэт тяжело переживал.

Пронизанное неверием в радости жизни и холодной иронией к условностям общественного устройства, «Завещание» становится закономерным итогом душевных исканий Лермонтова и мучившего его одиночества.

Жанр, направление, размер

В своей лирике Лермонтов продолжал и развивал традиции Романтизма. Его герой одинок, он стремится к прекрасному гармоничному миру, и стремление это разбивается о суровую действительность. Герой Романтизма не может найти свое место в обществе, поэтому вступает с ним в конфликт, отвергает его, отчего в финале часто погибает. Таким предстает перед читателем рассказчик стихотворения, который в свой смертный час холодно и немного насмешливо отзывается об оставившей его возлюбленной и даже собственной неминуемой гибели. Он был чужим для мира, и потому не страшится его покидать.

По форме «Завещание» — это лирический монолог, исповедь смертельно раненого солдата. Он обращается к оказавшемуся в этот момент рядом товарищу с просьбой выполнить несколько поручений, поговорить с дорогими ему людьми.

С помощью композиционного и ритмического устройства текста Лермонтову мастерски удается создать ощущение живой разговорной речи. Стихотворение «Завещание» строится из четырех строф-восьмистиший, поэт чередует четырехстопный и трехстопный ямб. В каждой строфе мужская рифма сменяется в двух последних строках на женскую, что позволяет указать на незаконченность, возможность дальнейшего развития мысли героя.

Композиция

Текст стихотворения можно разделить на четыре части или строфы.

  1. Первая часть представляет собой экспозицию. Перед читателем открывается картина, где умирающий солдат обращается к другу или боевому товарищу с рядом поручений. При этом сразу задается основное настроение солдата: «Моей судьбой, сказать по правде, очень никто не озабочен».
  2. Следующие три строфы раскрывают три сферы жизни героя: его отношения с Родиной, с родителями и с любимой девушкой. «Умер честно за царя» — это официальная формулировка из извещений девятнадцатого столетия о гибели солдат на войне. Очевидно, что за каждым таким извещением скрывается личная история человека и его семьи, что эта формулировка не способна передать истинной любви героя к родной земле и трагедии его смерти. Рассказчик грустно иронизирует, говоря о смерти за царя и лекарях, но все же посылает родному краю искренний поклон.
  3. Тепло и нежность звучат в словах солдата о родителях. Герой сомневается, что они еще живы, и все же не хочет их опечалить. Он просит своего товарища рассказать родителям, что был послан в далекий поход, поэтому ждать его не имеет смысла.
  4. Наконец, в последней строфе герой вспоминает о «соседке», в которую был влюблен. Воспоминание о расставании с ней рождает в солдате обиду и злость, она вряд ли спросит о нем, и все же герой готов использовать собственную смерть как жестокий повод напомнить о себе: «Пускай она поплачет… Ей ничего не значит!».

Образы и символы

Повествование в стихотворении «Завещание» ведется от лица умирающего солдата, он является лирическим героем текста. Сложно однозначно определить историю и происхождение этого персонажа, простой ли это солдат-крестьянин или дворянин, сосланный на Кавказ. С одной стороны, речь героя имеет много простых, народных слов и оборотов. С другой стороны, герой наделен чертами интеллигента, он склонен к анализу своего места в жизни, страдает от одиночества. Возможно, Лермонтов стремился создать обобщенный образ, дополнив образ солдата-рассказчика собственными размышлениями и сомнениями.

Исследователями принято отмечать, что в герое «Завещания» нашли отражение черты и настроения самого поэта. Родители Лермонтова уже умерли, и герой не надеется, что товарищу удастся застать их в живых, но в строках о родителях звучит теплота воспоминаний о прошлом.

Образ соседки с «пустым сердцем», которая не смогла понять героя, усиливает трагическое звучание завещания солдата. Одним из прототипов этого образа исследователи называют Варвару Лопухину, в которую поэт долгое время был влюблен.

Темы, настроение и проблемы

Основными темами стихотворения «Завещание» становятся темы одиночества, обособленности героя от мира и неспособности найти свое место в обществе.

  • Обособленность героя от мира. Умирающий солдат сразу заявляет: вряд ли кто-то заинтересуется его судьбой. Родина, за которую он умирает, ограничится официальной сводкой о гибели, родителей, скорее всего, нет в живых, а любимая девушка поплачет и вскоре его забудет.
  • Поиск смысла жизни и своего места оборачиваются для героя ощущением безысходности и опустошенности. Любовь оказывается не средством исцеления, а лишь очередным ударом жестокого лицемерного общества.
  • Одиночество героя обуславливается еще и тем, что никто не знает правды о его настоящих чувствах и стремлениях. Рассказчик разочаровывается в жизни и ее соблазнах.

Текст «Завещания» окрашен в холодные, ироничные тона, за которыми скрывается глубокий трагизм этого разочарования и невозможности быть понятым даже самыми близкими людьми.

Основная идея

В. Г. Белинский так определил смысл «Завещания» Лермонтова:

«…Это похоронная песнь жизни и всем ее обольщениям, тем более ужасная, что ее голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный; выражение не горит и не сверкает образами, но небрежно и прозаично… Мысль этой пьесы: и худое и хорошее – все равно; сделать лучше не в нашей воле, и потому пусть идет себе как оно хочет…»

Через все стихотворение «Завещание» проходит главная мысль одиночества и обреченности героя. Неминуемая скорая гибель воспринимается им как закономерный итог и, возможно, как избавление от жизни, где ему не нашлось места.

Средства выразительности

Стихотворение «Завещание» представляет читателям монолог умирающего солдата, ощущение живой разговорной речи создается, прежде всего, с помощью просторечных слов и выражений: «смотри ж», «сказать по правде», «ей ничего не значит».

  • В тексте стихотворения есть всего одна метафора «пустое сердце». С ее помощью герой описывает возлюбленную, которая оказалась не способна понять его чувств. Простая и в то же время емкая характеристика показывает, одновременно, отношение лирического героя ко всему обществу – такому же легкомысленному и лживому.
  • Особенности синтаксического строения стихотворения также помогают изобразить живую речь. Многочисленные паузы, выраженные с помощью многоточий, создают эффект сбивчивого монолога и даже затрудненного дыхания, так что читатель как будто слышит прямую, обращенную к товарищу речь умирающего от ранения солдата.

«Завещание» является одним из ключевых лирических текстов Лермонтова, в котором объединяются значимые для поэта темы: тема одиночества и поиска себя, отношения с Родиной и обществом, тема любви. Стихотворение не только раскрывает перед нами историю умирающего солдата, но и, одновременно с этим, становится своеобразным завещанием самого поэта, попыткой попрощаться с немногими близкими людьми и обществом, в котором для него не нашлось места.

Автор: Юлия Филипская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *