Анализ стихотворения «Я воспитан природой суровой» (Н.А. Заболоцкий)

За свой творческий путь Николай Алексеевич Заболоцкий создал немало произведений на тему природы. В полной мере оценить ее красоту ему помог тяжелый жизненный опыт. Известно, что поэт несколько лет провел в сталинских лагерях, но это время вовсе не сломило дух Николая Алексеевича, наоборот, он смог настроиться на философский мотив. Свои новые, идеи поэт мастерски отобразил в своих текстах. Стихотворение Заболоцкого «Я воспитан природой суровой» отображает его философские рассуждения. Какую мысль хотел донести до нас автор в данном произведении? Попробуем выяснить, рассмотрев подробный анализ стихотворения «Я воспитан природой суровой» по плану.

История создания

Известно, что русский поэт рос в окружении богатой русской природы. Его детство прошло в имении, расположенном недалеко от Казани. На протяжении длительного времени Заболоцкий не понимал всю прелесть природного мира, не видел её истинного очарования и красоты. Свое отношение к природе автор изменил после сталинских лагерей, где он пробыл несколько лет. Находясь в заключении, Николай Алексеевич мысленно возвращался в годы своего детства и мог сполна оценить то, что имел тогда. Это прекрасное время поэт вспоминал с особым чувством. Заболоцкий стал восхищаться окружающим миром, ощутив его гармоничность.

Когда Николай Алексеевич вернулся в родные места, он по-настоящему оценил прелесть природного мира. Поэт смог изменить свое отношение к природе — стать более внимательным к ней. Именно это переосмысление и воплотилось в произведении «Я воспитан природой суровой». Лишь тот человек может осознать все прелести жизни, кто на протяжении длительного времени был их лишён.

Стихотворение «Я воспитан природой суровой» было написано в 1953 году. Это период творческого спада поэта, ведь политические преследования могли возобновиться в любую минуту, поэтому он сдерживал свои порывы и почти не писал стихов. Исключения составляли безобидные произведения, посвященные отвлеченным темам, одно из которых мы и видим. В это тяжелое время полного затишья и тотального террора Заболоцкий зарабатывал на переводах и старался не привлекать внимания силовых ведомств. Добиться реабилитации ему удалось только после смерти Сталина.

Жанр, направление, размер

Произведение «Я воспитан природой суровой» представляет собой лирическое стихотворение. Оно относится к пейзажной лирике. Главный герой творения Заболоцкого выражает свое искреннее восхищение окружающей природой.

Литературный размер  — анапест. Благодаря перекрестной рифме стихотворение Николая Алексеевича обрело особую напевность и лиричность. Читатель наслаждается естественным очарованием природного мира.

Направление творчества Заболоцкого — модернизм. Но автор использовал минимум новаторских трюков, как как яркая форма отвлекала внимание от содержания работ.

Композиция

Стихотворение «Я воспитан природой суровой» включает в себя пять строф. Все они нацелены на раскрытие общей идеи.

  1. Из первой строфы читатель узнает, что главный герой воспитан природой суровой. Благодаря не очень изобильным северным краям, которые его не баловали, автор смог оценить великолепие окружающего мира.
  2. Вторая часть произведения представляет собой настоящий гимн простоте. Поэт отмечает, что он стал восхищаться не пышными растениями, а самыми обычными цветами и деревьями, так как они для автора самые родные.
  3. В третьей строфе Заболоцкий рассказывает о своих мечтах. Он желает провести ночь под небом, усыпанном звёздами, на ромашковом поле.
  4. В следующей строфе Николай Алексеевич представляет, как бы было прекрасно, если бы его мечта сбылась.
  5. В финальной строфе автор демонстрирует свое глубокое понимание природного мира. Заболоцкий выражает свою огромную любовь к природе, ведь он даже готов стать её незаменимой частичкой.

Образы и символы

Образ скромной северной природы —  главный в произведении. Поэт обращает наше внимание на неброскую красу России, большая часть которой почти 9 месяцев из 12 переживает холода. Однако именно «одуванчика шарик пуховый, подорожника твердый клинок» вселяют радость в сердце наших сограждан. Почему? Да потому что мы, лишенные изобилия зелени и красок, в сто раз больше ценим первые проблески природного оживления, чем те, кто обитает в южных регионах. Автор называет эту северную природу «суровой», потому что она небогата, а потому скупа. Но тем дороже становится каждый лист, выросший с таким трудом.

Образ весны олицетворяет надежду на выход из сурового времени и сурового климатического пояса. Особенно начинаешь ценить весну, когда зависишь от погодных условий. Поэт долгое время работал при лагере и прекрасно помнил, как люди не выдерживали холодов и истощения. Для каждого заключенного весна была временем облегчения: становилось немного проще влачить свое существование. Наверное, именно поэтому поэт сделал такой акцент на этом времени года, которое преображает даже Север.

Автор рассказал читателю историю, как ему удалось переоценить свое отношение к природному миру. Николай Алексеевич начал замечать маленькие житейские радости и сумел отдать им должное. Он понял, что является частичкой прекрасного мироздания. Он научился жить в гармонии с природой. «Государство ромашек» для Заболоцкого символизирует суровую, но очаровательную Родину, которую невозможно не любить. Природа родного края придаёт ему неиссякаемые силы и мудрость.

Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

Темы, проблемы, настроение

Тема родной природы — основная в стихотворении «Я воспитан природой суровой». Автор искренне восхищается её удивительным очарованием и неброской красотой. Николай Алексеевич наслаждается самыми обычными картинами окружающего мира, потому что затяжные зимы мотивируют наших людей радоваться каждому новому лучику солнца, каждому листочку, ведь тепло приходит ненадолго, и нужно успеть впитать в себя каждую его частицу. Скромные, но сильные и выносливые цветы, целебные растения, простенькие, но такие родные сердцу ромашки олицетворяют его прекрасную родину. Очарование русского пейзажа заключается в простоте.

Тема весны не менее интересна: героя радует появление простых, но таких близких и знакомых цветов, растений, явлений природы, ведь они и составляют суть России, ее скромную, но исполненную силы прелесть. Пробуждение природы сулит надежду приятные перемены и настраивает героя на рефлексию.

Тема жизни раскрывается в природном мире: оживление весны заставляет все вокруг ликовать и радоваться теплу. Герой, лежа в поле, пусть и только в воображаемом, чувствует поток жизни, заряжается ее силой и объединяется со всем тем, что его окружает. Он даже отрекается от людской суеты и думает «думу беспредельных полей и дубрав»

Настроение стихотворения «Я воспитан природой суровой» спокойное и благоговейное. Автор созерцает мир и перечисляет ее красоты.

Основная идея

В своём произведении Николай Алексеевич выражает огромную любовь к природе родного края. И эту любовь он старается передать каждому читателю. Смысл стихотворения «Я воспитан природой суровой» заключается в том, что нужно ценить красоту своей Родины и уметь понимать ее язык. В таком случае человек находит в ней место силы и живет гармонично, радуясь каждому дню.

Заболоцкий утверждает о необходимости неразрывной связи человека с природой. По мнению поэта, каждый из нас должен находиться в гармонии с окружающим миром, ведь от него зависит наше внутреннее благополучие. Чувство единения с природным миром помогают человеку найти в огромном мире свое истинное место, а также обрести понимание и покой. Такова главная мысль стихотворения «Я воспитан природой суровой».

Знакомясь с произведением, читатель осознает, что поэт способен в полной мере ощутить движения природы, и самое главное — научиться жить с ней в гармонии.

Средства художественной выразительности

Использование ярких тропов позволило Заболоцкому продемонстрировать всё величие родной ему природы.

  1. К эпитетам следует отнести следующие («очарованные травы», «первые листья», «простое растение», «суровая природа» и многие другие).
  2. Оживить картину природы помогает олицетворение («ручей, задыхаясь, поет»).
  3. Очень важны в произведении метафоры (к примеру, «государство ромашек», «пуховый шарик», «твёрдый клинок» и так далее).

Все эти средства выразительности способствуют раскрытию идеи стихотворения и вызывают эмоциональный отклик у каждого читателя.

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *