Анализ стихотворения «Во весь голос» (В. Маяковский)

Поэма «Во весь голос» могла бы стать завершающим произведением в творческом пути Владимира Маяковского. Стоит отметить, что поэт успел написать лишь вступление. Однако, по мнению многих литературоведов, творение Маяковского является полноценным произведением. Какова основная мысль текста? В чем заключается особенность его композиции? Об этом и о многом другом Вы узнаете, рассмотрев подробный анализ стихотворения «Во весь голос» по плану от Многомудрого Литрекона. Приятного просвещения!

История создания

Произведение «Во весь голос» вышло в свет незадолго до смерти Владимира Маяковского. Дата написания стихотворения совпала с периодом, когда поэт усиленно готовился к выставке по случаю двадцатилетия его творческого пути. Читатель может подумать, что для Маяковского это время было особенно радостным, однако это не совсем так. Дело в том, что многие коллеги поэта позволяли себе делать резко критиковать его творчество. Отношения с близкими тоже не складывались. Поэт чувствовал себя покинутым. Можно предположить, что эти обстоятельства и подтолкнули поэта к созданию поэмы «Во весь голос».

Известно, что Владимир Владимирович вначале задумал написать грандиозное произведение, но в итоге написал только его вступление. Дальнейшую работу над произведением Маяковский приостановил: возможно, он не смог его дописать, потому что запал прошел и появились новые идеи. Но биография Маяковского позволяет сделать вывод, что поэт уже тогда чувствовал глубокую неудовлетворенность от жизни.

Стихотворение, которое приобрело заголовок «Первое вступление к поэме», было создано Маяковским в январе 1930 года, а уже через три месяца автор покончил с собой.

Жанр, размер, направление

Конечно же, к жанру поэмы произведение «Во весь голос» можно отнести лишь условно, ведь Маяковский не завершил его. Однако, знакомясь с произведением, читатель замечает, что у поэта получилось создать поистине эпичное творение. Основной чертой текста является масштабность мыслей.

Создавая свое произведение, Владимир Владимирович использовал тоническую систему стихосложения. Таким образом, основной акцент поэт сделал на словесном ударении и ритме. Поэт особое внимание обращает на те слова, которые позволяют ему максимально точно выразить главную мысль.

Течение, в рамках которого работал поэт, называется «футуризм» и принадлежит к эпохе модернизма в России.

Композиция

Произведение Маяковского «Во весь голос» имеет одночастную композицию. Можно заметить, что на протяжении всего повествования раскрывается одна и та же мысль.

Автор неспроста использовал такой важный композиционный приём, как антитеза. С помощью него Владимир Владимирович противопоставляет унылую будничную действительность со светлым будущим. В своём произведении Маяковский старается продемонстрировать реальную картину действительности, сложившуюся в очень сложное время.

Образы и символы

В поэме Маяковский создал несколько образов, которые позволили ему максимально чётко раскрыть идею произведения.

Главное место в произведении «Во весь голос» занимает, конечно же, образ лирического героя. Это убежденный большевик, враг буржуев, гроза капитализма. Он видит свое призвание в том, чтобы бороться с пережитками старого мира и его болезненными социальными язвами. В агитации он нашел свое предназначение. С ее помощью он вытесняет из будущего такие понятия, как проституция, сифилис, туберкулез. По его мнению, людей можно научить культуре и сознательности. Чтение Маркса и классовая борьба сделают свое дело.

Зная, что народ испытывает голод и несчастье, он сам не стремится к благополучию и сытости. Чистая сорочка — вот все, что ему нужно. Очень интересной является позиция главного героя по отношению к славе. По мнению поэта, благодаря его большому творческому наследию он уже заслужил место в истории. Однако лирический герой не желает, чтобы его возвеличивали в мраморном памятнике. Ему не нужна слава в традиционном понимании этого слова. Он мечтает о социализме, который помогают строить его стихотворения. Воплощение светлых идей — вот его единственная награда. Ему не нравится просто возвышаться над теми, кто тешится буржуазной поэзией. Он желает, чтобы его помнили, как водопровод, дошедший из Рима. Иными словами, он хочет быть полезным будущим поколениям людей и считает свои произведения грозным оружием.

Не менее важное значение в произведении имеет образ будущего. Интересно, что главный герой заявляет о завтрашнем дне так, как будто в стране уже приняты все условия коммунизма, как будто социализм — дело решенное. Лирический герой заявляет читателю о том, что очень много трудился ради светлого будущего. И оно само по себе является наградой для творца. Его имя не будет мертвым грузом учебников. Оно сольется с теми благами цивилизации, которые воплотятся в жизнь благодаря ему. «Коммунистическое далеко», по его мнению, будет лишено нищеты, несправедливости и многих других негативных явлений.

Образ поэзии и образ поэта тесно связаны между собой. Так, поэзия представляет собой оружие, а поэт выступает в качестве водовоза. Главный герой предпринимает попытку посмотреть на себя со стороны его далёких потомков. Он сопоставляет свою личность с «ассенизатором и водовозом», оказавшимся под влиянием революции. Его работа — очистить искусство и принести свежие мысли в культурный контекст. Перо помогает ему в этом.

По мнению лирического героя, его стихотворение, подобно рядовому, должно «погибнуть» в строю. Не столь важно, будут ли потомки зубрить его работы. Намного важнее то, чтобы цель, ради которой были сотворены сборники поэта, осуществилась и воплотила в себе все старания Маяковского.

Интересно, что автор предрек свою кончину в этих строках, как будто уже был близок к роковому решению — покончить с собой:

С хвостом годов
я становлюсь подобием
чудовищ
ископаемо-хвостатых.
Товарищ жизнь,
давай быстрей протопаем,
протопаем
по пятилетке
дней остаток.

Забавно, что Маяковский вставил в текст «шпильку», направленную против Сергея Есенина. «Песенно-есененный провитязь» — это саркастичное описание лирики Есенина, построенной вокруг деревенской тематики и народного фольклора. Маяковскому не нравилось это подражание старине и заигрывание с крестьянскими мотивами.

Высмеивая традиционную лирику, автор использует созвучие слов «романс» и «донос», меняя их местами: «Строчить романсы на вас…». По его мнению, нет особой разницы: что то, что это делается ради выгоды и низменных интересов. Для создания тонкой поэтической издевки он создает неологизмы: «мандолинят», «амурно-лировой охоте» и др. И все же свой выбор он считает некоей жертвой, ведь «наступает на горло собственной песне», уделяя более пристальное внимание не творчеству, а агитации.

Темы, проблемы, настроение

Итоги творческого пути Маяковского — основная тема произведения «Во весь голос». На протяжении двадцати лет Владимир Владимирович творил, создавая великолепные стихотворения. Он боролся с пороками и негативными явлениями действительности, чтобы приблизить наступление социализма. Он уже готов войти в вечность, ведь сделал свой вклад. Его не волнует слава, он желает лишь наступления новой эры, ради которой взялся за перо.

Тематика и проблематика стихотворения «Во весь голос» представлены в перечне:

  1. Тема творчества особенно волновала поэта, поэтому он обратился именно к ней. По его мнению, поэт — это такой же труженик, как и все. Будучи водовозом и ассенизатором, он очищает искусство от всего устаревшего и фальшивого, а на его месте оставляет лишь новые мысли и образы, питающие культуру. Поэзию он считает оружием, которое сохранит свою актуальность и спустя века.
  2. Тема памяти. Маяковский пытается понять, какое место заслуживает его творческое наследие в общем потоке общественно-социальной гражданской лирики. Ради этой цели автор рассказывает читателю всё правду о своей личности, а также делится своими рассуждениями о славе. Он равнодушен к мрамору и «вдовице-славе», единственной наградой он признает социализм, который станет памятником для всех тех, кто вкладывал в него усилия. Его стихи могут остаться безымянными, но место им найдется в реализованном «идеальном мире».
  3. Проблема близорукого и фальшивого искусства. Автор высмеивает тех поэтов, которые являются мещанами в искусстве. Они лишь развлекаются в никчемном розарии, который заплеван и загажен реальными социальными проблемами. А им не находится места в стихах. Политика страуса с головой в песке приводит поэтов к заслуженному забвению.
  4. Проблема морального устаревания. Поэт признает, что и сам превращается в «ископаемое» и готов уйти со сцены, когда эта метаморфоза произойдет. Таков его нелегкий выбор.
  5. Проблема жертвы. Объективные нужды требуют от творца самоотречения. Герой «наступает на горло своей песне», чтобы описать то, что важнее его переживаний.

Настроение стихотворения «Во весь голос» боевое, оптимистичное. Герой верит в прекрасное далеко социализма. Есть и интонация насмешки, ведь он высмеивает тех поэтов, которые далеки от действительности.

Основная идея

Смысл стихотворения «Во весь голос» состоит в том, что лучшая награда для поэта новой формации — это реализация его общественно-политических идей (наступление социализма). Не слава и не красота слога мотивируют его трудиться. Он даже готов отречься от своих нужд и наступить на горло личной песне, лишь бы приносить обществу реальную пользу, а не бестолковые строки о розах и мимозах.

Поэт утверждает, что поэзия представляет собой огромный и общественно значимый труд, который, однако, может остаться анонимным для потомков. Не столь важно, кто сделал это, как в случае с водопроводом. главное, что все пользуются.

По мнению Маяковского, именно поэтическое творчество должно заставлять народ стремиться к счастливом будущему, основанному на принципах социализма. Автор заявляет, что поэт обязан в своих произведениях освещать серьёзные общественные проблемы. А как это сделать, если творец оторван от народа? Поэтому Владимир Владимирович сопоставляет поэта со скромным тружеником, который ни в коем случае не должен стремиться к материальным благам и наградам. Такова главная мысль стихотворения Маяковского «Во весь голос».

Средства художественной выразительности

В произведении «Во весь голос» Владимир Маяковский использовал такие тропы и СХВ:

  1. Метафоры позволяют максимально точно раскрыть идею поэмы (например, «строчечный фронт», «поэзия — баба капризная» и другие).
  2. Очень выразительными у автора получились эпитеты (к примеру, «зияющие заглавия», «старое, но грозное оружие»).
  3. Также в произведении автор использовал сравнение («мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни»).
  4. Жаргонизмы, подчеркивающие близость в народу и его лексике: «в окаменевшем го*не»; «где б***ь с хулиганом».
  5. Ирония: «Жил-де такой певец кипяченой и ярый враг воды сырой». Поэт подкалывает сам себя, ведь всю жизнь он очень боялся антисанитарии, так как его отец умер в цвете лет от заражения крови из-за ржавого гвоздя.
  6. Развернутая метафора: сад поэзии.
  7. Окказионализмы: «кудреватые Митрейки, мудреватые Кудрейки».
  8. Звукопись: «Тара-тина, тара-тина, т-эн-н…».
  9. Историзмы: «агитпроп».
  10. 10.Олицетворения: «Мой стих дойдет»; «Мой стих… прорвет».

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *