Анализ книги «Баргамот и Гараська» (Л. Андреев)

Рассказ Леонида Андреева «Баргамот и Гараська» – произведение совсем не большое, но наполненное глубоким смыслом. Описывая случайную встречу городового и нищего пьяницы в день светлого праздника Пасхи, автор поднимает вечные темы человечности и сострадания к ближнему. В рассказе «Баргамот и Гараська» комические нотки сочетаются с трагизмом изломанной человеческой судьбы, горькой иронией. Финал произведения невероятно трогателен – слова и плач Гараськи пробуждают в читателе глубокое сочувствие и сострадание. Многомудрый Литрекон представляет анализ рассказа «Баргамот и Гараська» по плану. Приятного просвещения!

История создания

Рассказ «Баргамот и Гараська» вышел из-под пера Леонида Андреева в 1898 году специально по заказу редакции газеты «Курьер», а именно – для её пасхального номера. Издателю нужно было поместить в него написать светлое, полное любви к людям произведение. Написанный рассказ, совершенно неожиданно для начинающего писателя, стал его первым шагом к литературной славе. Сам Леонид Андреев писал в своём дневнике: 

«Нельзя передать моего удивления, когда я являюсь в понедельник … в Суд и редакцию, и там только и слышишь: «Баргамот и Гараська» … Говорят, что рассказ – украшение всего пасхального номера. Там-то его читали вслух и восхищались, здесь о нем шла речь в вагоне железной дороги. Поздравляют меня с удачным дебютом, сравнивают с Чеховым и т. п. В три-четыре дня я поднялся на вершину славы».

Интересен, кстати, ещё один факт: Леонид Андреев отмечал, что «Баргамот и Гараська» вдохновлён творчеством английского писателя Чарльза Диккенса (не исключено, что автора вдохновили рождественские рассказы зарубежного коллеги, в которых комическое также сочетается с трагическим).

Рассказ не только дал Леониду Андрееву путёвку в литературный мир, но и навсегда вошёл в историю русской литературы. Например, вдохновившись этим произведением, заслуженный художник Дагестана, скульптор Х. Асадулаев создал скульптурную композицию «Баргамот и Гараська».

Действие истории происходит на Пушкарской улице города Орла, где родился и вырос будущий писатель. Потому описанные им персонажи и явления не лишены реальных прототипов.

Жанр и направление

«Баргамот и Гараська» по жанру представляет собой не что иное, как пасхальный рассказ. Это поучительное произведение – призыв читателей к добру и любви, своеобразное напоминание о прописных евангельских истинах и общечеловеческих ценностях. Действие пасхальных рассказов всегда происходит в дни одного из главных христианских праздников; сюжет основывается на духовном перерождении «пропащего» человека, воскресении его духа, сострадании к ближнему, не смогшему найти себе места в жизни. Добро в пасхальных рассказах, как в добрых детских сказках, всегда побеждает зло, любовь перебарывает ненависть в человеческой душе. Герой преображается, из эгоиста становится альтруистом, прощает обиды и искренне радуется чужому счастью.

Рассказ Леонида Андреева нередко называют классикой пасхального жанра, тем более что в нём особое внимание уделяется уникальному христианскому символу – пасхальному яйцу. В Баргамоте просыпается совесть именно после того, как он нечаянно разбивает крашеное яичко, принадлежащее Гараське, а вместе с совестью приходят раскаяние и истинное сочувствие ближнему. Городовой приглашает нищего пьяницу к себе домой, давая понять, что за столом в его доме, как и перед Богом, все равны, и нет деления на состоятельных и нищих. Чистые и светлые слёзы Гараськи, расчувствовавшегося от того, что к нему впервые за долгое время обратились уважительно, по имени отчеству, становятся символом его духовного перерождения и нравственного очищения.

Рассказ продолжает собой реалистическое литературное направление. Однако «андреевский» реализм повторяет его «горьковскую» интерпретацию: жизнь изображается не столько такой, какая она есть на самом деле, сколько такой, какой она должна быть.

Композиция и конфликт

Композиция рассказа линейная, события в нём развиваются последовательно, не вызывая трудностей для их восприятия. Экспозицию произведения составляет описание заглавного персонажа – Баргамота – Ивана Акиндиныча Бергамотова, полицейского-городового, дежурящего на Пушкарской улице. Автор описывает героя достаточно подробно, так что у читателя складывается вполне стойкое впечатление о Баргамоте как о человеке не самом приятном, хоть и честно исполняющем свои обязанности. Завязкой действия становится момент встречи Баргамота с бездомным пьяницей Гараськой уже на исходе дежурства в день Пасхи. Кульминацией произведения можно считать разбитое пасхальное яичко и приглашение на обед, которым Баргамот заменил ведение Гараськи в участок. Развязка оставляет финал открытым – в заключительном эпизоде читатель видит, как Гараська плачет, тронутый человечным и сострадательным обращением к себе; однако мы не можем знать, что происходило с героями рассказа дальше – есть возможность только догадываться. Очевидно лишь одно: в душах обоих заглавных героев в этот пасхальный день произошёл переворот, заставивший их взглянуть друг на друга и на собственную жизнь по-новому.

Конфликт произведения полностью строится на противоположности центральных образов. Баргамота и Гараську смело можно назвать антиподами – автор намеренно сталкивает два максимально непохожих образа, чтобы показать, насколько может их сблизить случайная встреча в светлый праздник Пасхи, когда в человеческих душах совершаются перевороты, обновления, возрождения.

Смысл названия

Рассказ назван по прозвищам (кличкам) главных героев – городового на Пушкарской улице и бездомного пьяницы, безбожно пропивающего последние гроши. Вероятно, у героев рассказа были реальные прототипы: Леонид Андреев вырос в городе Орле на Пушкарской улице, где городовых и полицейских во все времена уважали и побаивались, а таких бездомных алкоголиков, как Гараська, в городе всегда хватало. 

По сути образы главных персонажей рассказа можно назвать собирательными – на их месте мог бы быть кто угодно, и для реализации идеи произведения важны не столько их конкретные характеры, сколько сами события, столкнувшие их и повлёкшие за собой перевороты в обеих душах.

Суть: о чём рассказ?

Рассказ посвящён дежурству городового по прозвищу Баргамот в день светлого праздника Пасхи. Мужчина нехотя коротает часы на работе, исполненный зависти к простым горожанам, которые могут провести день празднично, в храме, наедине с Богом, а затем и с семьёй за праздничным обедом. Встреча с ненавистным блюстителю порядка пьяницей Гараськой становится для Баргамота настоящей пыткой, однако в момент, когда он вдруг разбивает пасхально яичко, принадлежащее пойманному за ворот алкоголику, полицейского переполняет до того неведомое ему чувство сожаления, сострадания ближнему. 

«— Экая оказия, — мотал головой Баргамот, глядя на валявшегося пьянчужку и чувствуя, что жалок ему этот человек, как брат родной, кровно своим же братом обиженный».

Баргамот, в котором пробудилось сочувствие, вместо участка отводит нищего к себе домой и сажает за обеденный стол со своей семьёй. Гараська исполнен благодарности и не может сдержать сентиментальных слёз, однако по-настоящему его трогает уважительное, вежливое обращение жены городового, назвавшей его по имени-отчеству. 

«По отчеству… Как родился, никто по отчеству… не называл…». 

В этих словах и плаче нищего всё – и трогательность, и сострадание, и трагизм изломанной судьбы человека, в жизни которого ничего не осталось, кроме дешевейшего алкоголя.

Вот более подробное краткое содержание.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Баргамот и Гараська» уютно разместились в списке:

  • Баргамот – городовой Иван Акиндиныч Бергамотов, крупный и грузный человек, серьёзно исполняющий свои должностные обязанности. Его фамилия может быть говорящей: бергамот – популярный в России на рубеже XIX и XX столетий сорт груш, и сам Бергамотов внешне напоминает округлую, крупную и спелую грушу. У Ивана Акиндиныча есть семья – жена и несколько детей. Для всех, кроме родных, он – серьёзный человек, внушающий уважение и даже страх, а дома – любящий муж и отец, обыкновенный порядочный семьянин.
  • Гараська – бездомный пьяница Герасим Андреич, чью фамилию не помнит уже даже он сам. Головная боль и вечная заноза для всех городовых, а особенно для Баргамота, дежурящего на Пушкарской улице. На первый взгляд его образ производит исключительно отталкивающее впечатление, однако чем ближе к финалу произведения, тем больше сочувствия вызывает этот человек с изломанный судьбой, отвергнутый и обиженный всеми даже в светлый праздник Пасхи.
  • Марья – жена Баргамота – «ещё моложавая и красивая женщина», оказывается очень тактичной, чуткой и чувствительной. Гараська не вызывает у неё видимого отвращения, она не перечит мужу, когда тот усаживает бездомного за общий стол. Именно она своим уважительным и обходительным обращением доводит Герасима до слёз

Темы

Леонид Андреев в небольшом рассказе поднимает целый ряд вечных вопросов и тем, не теряющих своей актуальности, универсальных и понятных, близких современным читателям.

  1. Тема христианской веры и пасхальных торжеств. Экспозиция рассказа, его «внешняя отделка» затрагивает тему Пасхи как главного христианского праздника. Автор подробно описывает, как люди идут в церковь, празднуют воскрешение Христа, чем вызывают зависть у Баргамота, вынужденного работать. Особой трогательностью отличается сцена встречи городового с Гараськой, когда Баргамот разбивает крашенное яичко в руках бездомного… а ведь тот лишь хотел похристосоваться по христианскому обычаю.
  2. Тема всеобщего равенства людей перед Богом. Когда в душе Баргамота совершается переворот, и он сажает Гараську за один праздничный стол с собой и своей семьёй, этим поступком он как бы доказывает, что перед Богом все люди равны – для него нет богатых и бедных – и тем более не может идти речи о какой-либо субординации в день Пасхи. Ведь в сущности все люди – братья, родившиеся на одной земле от одних предков, и покровительствует им единый Бог, который не различает людей по их социальному положению.
  3. Тема сострадания и сочувствия ближнему. Именно это трогательное чувство неожиданно овладевает Баргамотом в день Пасхи. Будто разбуженная человечным отношениям к себе, измученная душа Гараськи будто возрождается и очищается, омываясь чистыми слезами умиления и жалости к себе в финале рассказа.

Проблемы

Проблематика рассказа «Баргамот и Гараська» во многом отражает несовершенство реальности, в которой слабые и измученные души не заслуживают сочувствия и сострадания от сильных мира сего. На примере двух случайных людей – городового и нищего – автор показывает, какой переворот в душе человека могут совершить несколько добрых слов или действий. 

Проблема сострадания и сочувствия к ближнему влечёт за собой ещё одну – проблему возрождения, нравственного очищения личности. Как в Баргамоте после встречи с Гараськой просыпается что-то человеческое – совесть, а вслед за ней понимание, сострадание и сочувствие; так и Гараська нравственно возрождается, отдыхает душой, впервые получая не пинки и гневные окрики вслед, но человечное, сочувственное отношение.

Смысл

Главная мысль рассказа «Баргамот и Гараська» заключается в человечном отношении и сочувствии, которое необходимо каждому, независимо от превратностей его судьбы и социального положения. Сострадание способно пробудить и направить на путь излечения душу не только чёрствого и озлобленного человека, но и даже последнего негодяя и беспросветного пьяницы.

Основная идея произведения заключается в нравственном очищении под влиянием сильного впечатления. Вера, культура, общие традиции — вот что пробуждает в нас эмпатию и готовность шире смотреть на мир.

Чему учит?

Пасхальный рассказ Леонида Андреева направлен на то, чтобы напомнить читателям о доброте, искренности, любви к ближнему как об основных общечеловеческих ценностях, которые необходимо чтить и блюсти для гармонии в человеческих взаимоотношениях и в мире в целом. Произведение учит иначе глядеть на реальность, понимать и прощать, сочувствовать и сопереживать людям, которые на первый взгляд этого не заслуживают.

Рассказ «Баргамот и Гараська» заставляет задуматься о том, как важно уметь выходить за пределы должностных функций и не терять себя под униформой.

Критика

«Баргамот и Гараська», произведение начинающего автора, имело огромный успех и собрало исключительно положительные взгляды критиков того времени. 

Одним из первых рассказ прочёл Максим Горький и впоследствии в своей книге о Леониде Андрееве и его творчестве писал:

«…от этого рассказа на меня повеяло крепким дуновением таланта». 

Максим Горький после прочтения рассказа увидел в Андрееве истинный талант, взял его под покровительство и провёл молодого писателя в литературные круги, что позволило автору обрести новые связи в литературном мире. Переписка и дружба с Максимом Горьким, начавшаяся с одного восторженного отзыва о рассказе Леонида Андреева, продолжалась всю недолгую жизнь автора «Баргамота и Гараськи».

Автор: Фаина Пастернак

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *