Анализ главы «Тамань» (из романа «Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов)

С этой главы начинаются для нас приключения Печорина, написанные от его лица. Здесь мы знакомимся с дневником Григория, который помогает нам углубиться в его внутренний мир. Данный анализ главы «Тамань» по плану от Многомудрого Литрекона призван помочь понять мотивацию поступков героя и авторский замысел. Кстати, вот полный анализ романа «Герой нашего времени».

О чем глава?

В Тамань Печорина приводят его дела по службе: он должен был последовать дальше, но накладки с транспортом его подвели. Город он нашел неприятным. Григорий вынужден искать место, где можно переночевать, и находит он его у людей, которые ведут себя крайне странно. Мальчик, живущий в доме – слепой, хозяйка — нелюдимая и молчаливая, а ее дочь — загадочная девушка, живущая весьма свободно и независимо. Григорий с самого начала относит их действия к категории необычного характера и решает проследить за ними. В ходе его наблюдения выясняется, что они связаны с контрабандистами. Девушка и слепец помогают татарину выгружать контрабанду на берег.

Узнав их тайну, герой чуть не лишился жизни: девушка приглашает его на тайное свидание, планируя утопить, выбросив из лодки. К счастью, её коварному плану не суждено было сбыться. Григорий превзошел ее силой и выбросил коварную девушку за борт. Она не утонула, а прибыла на берег и предупредила подельника. Печорин увидел, как татарин и его спутница навсегда уплыли из Тамани, а слепой мальчик остался в одиночестве на берегу. Они бросили его, и во всем этом был виноват Григорий. Он из одного любопытства разрушил жизнь этих людей. Вот более подробное краткое содержание главы «Тамань».

Главные герои и их характеристика

Кроме главного героя, с которым мы будем переходить от одной главы к другой, в «Тамани» есть ещё два образа, которые передаются через романтичные описания пейзажа и крайне реалистичные описания быта.

  1. Первый – Янко, контрабандист. Лермонтов не склонен преувеличивать его сильные стороны, изображает его довольно рационально. Это видно по деталям: нож за поясом, татарская шапка, под которой казацкая стрижка. Его смелость и сила не в описании внешности, она вписана в фон – море, волны и ветер. Слепой мальчик верит в Янко, ведь «… он не боится бури». От того и так страшен момент, когда контрабандист бросает ему монету. Эта скупость подтверждает, что на риск тот идет только ради выгоды. Он держим алчностью и жестокостью, а смелость его характера вовсе не означала благородства.
  2. Второй образ – ундина, как любая женщина, она обладает достаточно острым умом, чтобы разглядеть в Печорине опасного врага. Её обаяние отвлекает, оставляет безоружным, что дает эффект неожиданности. И вот, она уже умный и изворотливый противник. Девушка отличалась не красотой, а «породой». У нее были длинные русые волосы, безупречной формы нос, стройная фигура. Она хорошо поет, ловко двигается и обладает силой и смелостью.
  3. Если же говорить о нашем главном герое, то в нем уже в первой главе из дневника высвечивается потребность в ярких впечатлениях. Ведь никто не вынуждал его следить за приютившими его людьми, но возможность раскопать что-то интересное заставила Печорина действовать. Григорий не утруждает себя мыслями о других, ломая судьбы окружающих. Его заботят только лишь свои собственные увеселения, но сам он оценивает результаты своего вмешательства: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?» После обнажения тайны бедных людей, стала ясна вся бессмысленность предпринятого Печориным. И снова до него добрались досадные, скучные мысли: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобностью!». Он не чувствует укора совести от того, что вмешался в чужие дела и погубил слепого мальчика, лишив его дохода. Он лишь отмечает, что должен был бы это почувствовать. Значит, перед нами умный, но бесчувственный герой, который знает нравственные законы, но не ощущает потребности в морали. Он отчаянно жаждет приключений, но его душа недолго держит их жар. Он быстро охладевает и разочаровывается в том, что приносило ему радость еще недавно. Вот более подробное сочинение об образе Печорина.

Темы и проблемы

Проблематика и тематика «Тамани» представлены в списке:

  1. Основная тема — столкновение Печорина с контрабандистами, явление романтического персонажа в нетипичных условиях и экзотических декорациях. Такая тема характерная для творчества писателей-романтиков, которые хотели раскрыть необыкновенный по глубине внутренний мир своих исключительных персонажей. То же самое сделал Лермонтов, описав необычное поведение Печорина в столкновении с особенными людьми. Он повел себя эксцентрично: рисковал жизнью, следил за незнакомцами, шантажировал их.
  2. Внутренний мир Печорина — еще одна тема для размышления автора. Герой изливает дневнику свои чувства и мысли. Видя их, мы убеждаемся в том, что Григорий проводит мысль в размышлениях, но не в чувствах. Он почему-то совершенно не испытает чувств, присущих большинству других людей. Он не дорожит своей жизнью и как будто даже тяготится ею, сетуя на скуку. Григорий любит манипулировать людьми и сталкивать их друг с другом, вмешиваясь в их судьбу. Этим он хоть как-то развлекает себя. Но других отрад в его жизни нет, и это странно.
  3. Основная проблема «Тамани» заключается в диагнозе главного героя и рассказчика. Он совершенно не чувствует вины и ответственности за содеянное, а лишь создает себе опасные приключения. Анемия чувства делает его незаурядным, сильным, волевым, но несчастным человеком, которому не дано вкусить подлинных радостей жизни и ее полноты. Людьми он пользуется, но не дорожит, поэтому ведет беседы только с дневником. Одиночество Григория — это еще одна проблема, поставленная в тексте и проходящая через все главы романа.
  4. Еще одна проблема — тяжелая жизнь глубинки России, где люди ожесточаются и сходят на кривую дорожку, пытаясь выжить. Автор показывает, что бедные жители Тамани чуждаются офицеров и при случае стараются им навредить. Эти акты неповиновения наталкивают на мысль о тяжелой доле и отчаянном положении местных обитателей. Даже юные девушки в таких условиях становятся убийцами и воровками.

Основная идея

Смысл главы «Тамань» заключается в том, чтобы показать характер Печорина и его эпохи через испытание риском. Автор помещает героя в нестандартные и опасные обстоятельства, в водоворот интриги, как будто Григорий на время переселился в приключенческий роман Джеймса Купера или Джека Лондона. Но в этих условиях он ведет себя не как типичный реалистический герой. Он раскрывает другие стороны души — болезненные и аномальные. Мы видим, что он разрушает жизни людей из интереса: а что же будет дальше? Он не борется с обстоятельствами, а нарочно накаляет ситуацию, чтобы развлечь себя, обогатить свой опыт. Именно поэтому читателю интересно дальше следить за диалектикой души Печорина: он ведет себя не так, как должен был бы вести себя.

В выводе самого героя заключена главная мысль главы «Тамань». Он равнодушен к исходу трагедии, в которой сыграл главную роль. Григорий болен своим безразличием и неумением чувствовать то, что ощущают и чем живут большинство людей. Он эгоистичен в свое стремлении развлечься за счет реальных жизненных драм и страданий. Но таков герой того поколения, и Лермонтов показывает его без жалости и оправдания, надеясь, что читатель сам поймет его и, быть может, простит.

Значение главы в контексте романа

«Тамань» демонстрирует нам терзания души Печорина. Читатель приоткрывает для себя занавес, за которым находятся скрытые черты его характера. Повесть предоставляет нам возможность самостоятельно оценить его поступки и вынести вердикт. Как обычно, писатель начинает с плохого, оставив положительные черты и жизненную драму Григория напоследок — для главы «Мери». Изначально мы видим отрицательные качества Печорина, зато потом узнаем, почему он стал таким бесчувственным и холодным. Это необходимо для последовательного раскрытия характера героя: чем дальше, тем глубже.

Только после такого путешествия Михаил Юрьевич возвращает Григория в знакомые ему воды, где он знаком с каждой рыбой и с каждым поворотом. Уже там все будут плясать под выбранный им мотив, а не наоборот, как случилось в Тамани.

Автор: Василиса Шатыбелко

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *