Краткий анализ стихотворения «Школьник» (Н.А. Некрасов)

Николай Алексеевич Некрасов был известным русским поэтом и публицистом. Также Некрасов был известен как руководитель журнала «Современник» и редактор журнала «Отечественные записки». За свой творческий путь Николай Алексеевич создал немало прекрасных произведений.  Одним из наиболее известных произведений Некрасова является стихотворение «Школьник«. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом данного произведения по плану.

История создания

Работу над созданием своего произведения Николай Алексеевич завершил в 1856 году. Известно, что оно было опубликовано в журнале «Библиотека для чтения». Этот период был для поэта особенным: его здоровье наладилось после продолжительной болезни, «Современник» обрел коммерческий успех, а личный сборник стихов автора наконец-то вышел в свет. Нельзя забывать и об оптимистическом настрое общества, когда к власти пришел Александр Второй. Уже тогда мыслящие люди надеялись на отмену крепостного права и думали, что молодой император поддержит либеральный курс. Так и произошло. Александр Второй вошел в историю «Освободителем», ведь отменил крепостное право.

Когда Некрасов создавал свое стихотворение, он находился в загородном доме под Ораниенбаумом. Неподалёку от этого места в восемнадцатом столетии благодаря инициативе Михаила Ломоносова было организовано предприятие по изготовлению цветного стекла. И здесь Некрасов увидел крестьянского мальчика, в руках которого была книга. Поэт вдохновился этим отрадным зрелищем и сравнил мальчика с Михаилом Ломоносовым, который тоже начинал свой подъем с самого низа общества, а завершил его на самом высоком уровне. Именно этот крестьянский ребенок построил мануфактуру и развил стекольную отрасль в России. Несомненно, современников Некрасова тоже ждет тернистый, но благодатный путь к успеху. Такова история написания стихотворения «Школьник».

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «Школьник» относится к гражданской лирике. Перед читателем предстаёт монолог, который был вдохновлен встречей лирического героя со школьником. Свое произведение Некрасов создал в духе реализма. Автор правдоподобно отобразил общественные и исторические события.

Создавая свое стихотворение, поэт использовал четырехстопный хорей. Читатель замечает чередование женской и мужской рифмы.

Композиция

Произведение Николая Алексеевича включает в себя десять четверостиший. Стихотворение «Школьник» условно делится на три самостоятельные части.

  1. Первую часть составляют две строфы. Здесь автор рассказывает читателю о встрече с учеником, а также описывает его внешний вид.
  2. Вторая часть состоит из пяти строф. Рассказчик задумывается, какой в будущем будет учёба мальчика.
  3. В финальной части поэт обращается к великой стране. По его мнению, в России очень много гениальных людей, однако их скрывает решётка крепостничества.

Смысл названия

Николай Алексеевич неспроста назвал свое стихотворение подобным образом. Школьник в произведении выступает собирательным образом. Он олицетворяет всех бедных крестьян, которые очень хотят получить достойное образование.

Именно доступное образование могло бы дать России новых Ломоносовых, которые повели бы страну вперед — к светлому будущему.

Образы и символы

В стихотворении «Школьник» присутствует два главных героя.

В образе рассказчика автор изобразил мужчину, который встречает ученика. Он наставляет молодого человека перед учёбой, стараясь его подбодрить и поддержать. Затем рассказчик размышляет о судьбе всей страны. Он задумывается, каким окажется будущее мальчиков, которые хотят стать образованными? По мнению рассказчика, главная проблема страны заключается в «спрятанных умах».

Также главным героем является сам школьник: он грязен, бос, у него нет даже необходимой одежды. Читатель не понимает его характера, мыслей и взглядов на жизнь, ведь мальчик не произнес ни слова. Очень вероятно, что в образе мальчика поэт воплотил целое крестьянское поколение, желающее получить образование. Школьник представляет собой собирательный образ крестьянской молодёжи, которая стремится к грамотности. Однако из-за суровых законов общества эти молодые люди не в состоянии справиться с невежеством. Рассказчик старается максимально поддержать мальчика, приводя в качестве примера знаменитого русского учёного Михаила Ломоносова. Рассказчик не скрывает, что учёба будет даваться непросто, однако он искренне верит в силы школьника, и сам внушает ему эту веру.

Темы, проблемы, настроение

Центральное место в стихотворении «Школьник» занимает тема получения образования крестьянами в девятнадцатом столетии. Николай Алексеевич заявляет о важной роли грамотных людей в будущем страны. Автор размышляет над тем, как изменится Россия, если в стране будет все больше образованных людей.

В произведении Некрасов поднял проблему неравенства в обществе. По мнению поэта, талантливые и грамотные люди есть не только в богатых усадьбах, но и в деревнях. Из-за общественных предрассудков страна останавливается на пути своего дальнейшего развития. Нужно дать крестьянам доступное образование, чтобы они тоже могли проявить себя.

Зависимость крестьян стала главной проблемой, поднятой в знаменитом произведении. В рассматриваемый период времени образованными были только высшие классы. В своем произведении автор поднял проблему воздействия крепостничества на судьбу огромной страны.

Нищета крестьян тоже становится проблемой в произведении. Автор указывает, что ноги мальчика босы, а весь он грязен. Ребенок не имеет элементарных вещей для жизни. В таком положении сложно думать о прогрессе и обучении. Поэт обращает внимание на то, какой ценой мальчик получил хотя бы котомку и книжку: «Батька на сынишку издержал последний грош».

Настроение стихотворения «Школьник» оптимистичное. Автор верит в потенциал своего народа и его пользу для страны.

Основная идея

В своем произведении Николай Алексеевич хотел донести до читателя простую истину: Русь богата талантами, но реализовать их мешает сословное неравенство. Нищета не дает народу получить образование и проявить себя. Однако если эти люди смогут учиться, их достижения сравнятся с подвигами Михаила Ломоносова. Таков смысл стихотворения «Школьник».

Николай Некрасов призывает своего читателя не бояться никаких трудностей и смело двигаться навстречу своей цели. Образование дает каждому из нас шанс стать тем, кем мы мечтаем оказаться. Поэтому не стоит избегать перемен и экономить на развитии себя и своих детей. Мы можем сделать нашу страну лучше своими усилиями и достижениями, наш народ очень талантлив — такова главная мысль стихотворения «Школьник».

Средства художественной выразительности

В стихотворении «Школьник» автор использовал различные тропы, чтобы максимально раскрыть затронутые проблемы.

Очень заметной в произведении является антитеза. Автор противопоставляет искренних людей эгоистичным. Видимо, за этими обозначениями скрываются богатые и бедные. Ведь именно богатые и знатные господа делают образование сословной привилегией и держат народ в невежестве.

Невероятно выразительной является аллегория («сон свершится наяву). Благодаря этому приёму Некрасов убедил читателя в том, что скоро случится что-то волшебное.

В стихотворении для особой выразительности использовано много эпитетов («последний грош», «добрая душа» и так далее). Большую роль играет метафора — «невеселая дорога». Нередко автор использует обращение («Не стыдися») и намеренно употребляет просторечные формы слов, чтобы мальчик его понял: «четвертачок», «на чаек» и др.

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *