Анализ стихотворения «Школьник» (Н.А. Некрасов)

Николай Некрасов отличался от своих коллег по перу тем, что зачастую посвящал свою музу крестьянскому классу. Он отрицательно относился к неравенству, классовому разделению и к привилегиям дворянства. Сострадание Некрасова к крестьянам выражалось во многих произведениях поэта, таких так: «Кому на Руси жить хорошо», «Коробейники», «Крестьянские дети» и других. В стихотворении «Школьник» автор поднял проблему безграмотности низших слоев. Произведение является одной из работ поэта, посвящённых острым вопросам участи крестьянства в России. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ произведения по плану.

История создания

Стихотворение «Школьник» написано в 1856 году, в год подписания Парижского трактата по окончанию Крымской войны, который охарактеризовал плачевные последние годы правления Николая I. На престол взошел сын Николая – Александр II. Крестьянский вопрос всё еще оставался довольно острым и нуждался в корректировке со стороны правительства.

Николай Некрасов написал это стихотворение во время проживания на даче в Ораниенбауме, где неподалёку ещё в XVIII веке М. Ломоносов открыл завод по изготовлению цветного стекла. Стихотворение «Школьник» было опубликовано в том же году в журнале “Библиотека для чтения” № 10 и вошло в сборник поэта 1856 года.

В 1859 г. в рецензии на книгу, предназначавшуюся для детского чтения «Сборник избранных мест из произведений современных русских писателей», Н. А. Добролюбов отметил, что одним из недостатков сборника является отсутствие в нем стихотворений Некрасова, — таких, как отрывки из поэмы «Саша», «Школьник», «Несжатая полоса», «Внимая ужасам войны…» (Добролюбов, т. IV, с. 355). Редакция «Сборника…» учла критику и уже во 2-м издании 1860 года были помещены «Школьник» и «Несжатая полоса». С того времени «Школьник» Н. Некрасова многократно перепечатывался в различных изданиях и школьных учебниках. (см.: Кужелева Н. А. Н. А. Некрасов в дореволюционных изданиях для детей (1849-1917 гг.).

Жанр, направление и размер

Лирическое стихотворение относится к гражданской лирике. Поэтический размер произведения — хорей.

Работа Н. Некрасова представляет собой монолог. Причина размышлений автора — случайная встреча с простым небогатым мальчиком-крестьянином. Юноша является школьником, что и делает его главным героем произведения. В стихотворении включены отсылки к историческим и общественным событиям.

Композиция

В стихотворении 10 четверостиший, разделить произведение можно на три части.

  1. Первая часть – первые две строфы, в которых описывает встреча со школьником, его внешний вид.
  2. Вторая часть – следующие пять строф – рассказчик размышляет о будущей учебе мальчика, о его надеждах на талантливый русский народ.
  3. Последняя часть – обращение автора к России, которая хранит в себе столько золотых умов, столько талантливых людей, но сама же прячет их в деревнях за решеткой крепостничества.

Можно рассмотреть и альтернативную версию композиции. Стихотворение «Школьник» можно условно поделить на четыре части. В первую входят всего три строчки, которые дают понимание окружающего мира. Скука, «небо, ельник и песок» — вот в какой обстановке находится один из главных героев.

Далее, уже во второй части, читателям представляют другого персонажа, маленького мальчика, который отправился на учебу. Рассказчик описывает внешность юноши и пробует угадать, кто на самом деле его родители. В третьей части старший товарищ дает наставление ребенку и пророчит ему светлое будущее. Заключительный фрагмент посвящен эмоциональным рассуждениям рассказчика на тему любви к отчизне — он восхищается тем, что в народе все еще есть достойные люди. А это значит, что и у страны еще есть шанс на спасение.

Подобное построение позволило вместить в произведение и сюжет, и личные переживания автора, выраженные в речи лирического героя.

Смысл названия

Казалось бы, выбор названия для стихотворения был прост, автор просто назвал работу в честь главного героя – школьника-крестьянина. Однако были ли другие варианты, так почему именно этот стал конечным выбором?

На первый взгляд, выбор названия вполне предсказуем, но если разобрать стихотворение поглубже, то в обычном школьнике можно разглядеть собирательный образ целого поколения таких же бедных крестьян, желающих получить образование. Возможно, чтобы не подвергнуться жесткой цензуре, автор специально спрятал большую проблему России того времени в одном образе мальчика.

Образы и символы

В стихотворении «Школьник» читатель может отметить двух главных героев:

  1. Рассказчик – мужчина, возможно и сам поэт, встречающий школьника, даёт напутствующие приободряющие слова юноше, наставляя его перед обучением. Далее мысли автора переключаются на судьбу России, на других таких же мальчиков, желающих получить образование. Рассказчик уверен, что вся проблема Родины кроется в «спрятанных умах».
  2. Второй герой стихотворения — это и есть сам мальчик. За всё произведение он не сказал ни слова, поэтому мы не знаем, как можно оценить его характер и понять его мысли. Можно подумать, что за образом маленького школьника автор подразумевал всё поколение крестьян того времени, у кого не было много шансов получить хорошее образование. Образ крестьянского мальчика в стихотворении «Школьник» – собирательный образ крестьян, желающих учиться грамотности, однако устои общества ставят их и их родителей в унизительное положение вечно нуждающихся бедняков, которые никогда не выйдут за рамки невежества. Автор гадает, как этот мальчик получил возможность учиться: последние деньги родителей или благотворительность со стороны? Это и не так важно. Автор призывает школьника не подать духом, приводит в пример великого ученого М. Ломоносова и желает, чтобы и его попутчик повторил его судьбу.

Монолог является ключевой особенностью стихотворения, в нем автор обращается к мальчику-школьнику, который оказывается его спутником. Вопросы зачастую риторические и не нуждающиеся в ответе собеседника. Лирический герой объясняет юноше, что учеба будет даваться нелегко, как для родителей, так и для самого мальчика. Однако рассказчик верит в силы юноши и надеется, что его ожидает такое же светлое будущее, как и Ломоносова. Параллельно, автор рассуждает о судьбе своей Родины, о том сколько «светлых умов» она потеряет в крестьянских оковах.

Темы, проблемы и настроение

Основная тема стихотворения «Школьник» — получение образования для крестьян Российской Империи в XVIII — XIX вв. Также автор отмечает роль образованных людей в судьбе Родины, и рассуждает о том, как изменится современная Россия, если дать возможность «новым умам» проявить свои способности в обучении.

Еще одна тема произведения — равенство людей. Некрасов, приводя в пример М. Ломоносова, отмечает, что в деревнях прячутся не менее талантливые люди, чем в богатых усадьбах. Нелепые общественные запреты и предрассудки лишают саму же страну шансов на дальнейшее развитие.

Основная проблема в стихотворении «Школьник» — невежество крестьян, которое стало нормой в России. В XVIII — XIX вв. возможность получить образование имели только высшие классы. Считалось, что простой крестьянский мужик от рождения не осилит что-то сложнее элементарной азбуки и счета. Но даже эти знания были доступны далеко не каждому.

Основной конфликт стихотворения – проблема влияния крепостничества на дальнейшие развитие России. Автор акцентирует свое внимание не только на личностных последствиях рабства России, но и рассматривает эту проблему в большем масштабе, обозначая всю серьезность ситуации.

Смысл

Главная мысль стихотворения «Школьник», заключается в том, что образование должно быть доступно не только высшему классу. «Славный народ» живет по всей стране, и если поднять его уровень грамотности, то Россия станет сильной и прогрессивной страной. Автор убежден, что России не будет равных, если же дать шанс всему народу участвовать в судьбе Родины.

Моралью стихотворения является идея, что каждый человек — сам кузнец своего счастья, и только он в состоянии исправить направить свою судьбу. Поэтому и автор ч призывает читателя не робеть и идти уверенно к своей цели, не боясь преград и трудностей.

Средства художественной выразительности

Остроту социального вопроса стихотворения «Школьник» одним из первых отметил цензор Е. Е. Волков, который 14 ноября 1856 г. донес министру народного просвещения А. С. Норову: «Здесь автор хочет доказать, что великие и гениальные люди преимущественно могут выходить только из простого народа» (Евгеньев-Максимов В. Некрасов как человек, журналист и поэт. М. -Л., 1928, с. 223).

Чтобы доказать свою позицию, поэт использует тропы в стихотворении «Школьник»:

  1. Антитеза, противопоставление «добрых, сильно любящих душой» людей «тупым, напыщенным собой».
  2. Аллегории: говоря, что произойдёт что-то волшебное, автор использовал «сон свершится наяву».
  3. Часто в монологе автора используется обращение: «Ну, пошел же, ради бога!», «Не стыдися!».
  4. Также найдены метафора «невеселая дорога» и множество эпитетов: «добрая душа», «родная Русь», «последний грош».

Автор: Полина Чернышова

Читайте также:

1 комментарий

  1. Анастасия Хлуднева:

    Класс очень познавательно 🤩🤩👍🥰😘

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *