Анализ повести «Степь» (А.П. Чехов)

Антон Павлович Чехов — выдающийся писатель эпохи реализма. Все его произведения оставляют глубокий отпечаток в душе человека. В своём творчестве писатель выражает огромную любовь к людям и к жизни. Многомудрый Литрекон предлагает Вам проанализировать знаменитое произведение Антона Чехова «Степь» по плану. Анализ поможет разобраться в идейно-тематическом многообразии текста.

История создания 

В 1880-х годах А.П. Чехов переживает некий душевный и творческий кризис. В этот период его жизни происходит переоценка, переосмысление ценностей и ориентиров. Именно тогда Чехов и написал свою известную повесть «Степь». На работу ушло чуть больше месяца: с начала января (или конца декабря 1887 года) по 2 февраля 1888 года. Успех этого произведения принёс славу писателю. В 1888 году повесть была опубликована в престижном журнале «Северный вестник».

Замысел повести «Степь» пришел к автору в формате дружеского совета. П.Г. Короленко, приятель автора, хотел пригласить его пополнить ряды сотрудников журнала «Северный вестник». Сам редактор Н.К. Михайловский проявил инициативу и попросил Короленко оговорить с Чеховым перспективы сотрудничества. Пробным камнем на новом месте должна была стать «Степь».

В основу произведения были положены впечатления и наблюдения Чехова от поездки по Приазовью весной 1887 года. Эта поездка напомнила автору о ее детстве, проведенном в такой же местности. В дороге он писал Короленко:

«Для почина взялся описать степь, степных людей и то, что я пережил в степи. Тема хорошая, пишется весело, но, к несчастью, от непривычки писать длинно, от страха написать лишнее я впадаю в крайность: каждая страница выходит компактной, как маленький рассказ, картины громоздятся, теснятся и, заслоняя друг друга, губят общее впечатление. В результате получается не картина, в которой все частности, как звёзды на небе, слились в одно общее, а конспект, сухой перечень впечатлений»

Чехов хотел познакомить читателей с простыми русскими людьми, описывая поездку Егора с дядей и отцом Христофором. В то же время в пустячных дорожных разговорах прослеживается глубокая идея о поиске своего места в мире, своего предназначения.

Жанр, направление

Повесть “Степь» написала в реалистическом духе, как и другие произведения Чехова. По жанру данное произведение относится к лирической повести. Автор использует пейзажные зарисовки, чтобы нагляднее продемонстрировать внутренние состояние героев и их отношение к миру.

Сам Антон Павлович Чехов говорил, что все части повести существуют отдельно и имеют самостоятельную смысловую нагрузку, и лишь образ Егорушки объединяет все фрагменты по смыслу.

В произведении преобладают трагические мотивы. Егорушка, покидая дом, «чувствовал себя в высшей степени несчастным человеком и хотел плакать». Минорный тон присущ всему повествованию. Этим писатель хотел подчеркнуть неразрешимость конфликта между человеком и миром.

Смысл названия 

Чехов назвал свою повесть «Степь» неспроста. Ведь именно через образ степи автор хотел донести до читателя своё мировоззрение на различные аспекты: на Родину, на природу, на жизнь, на людей. Образ степи олицетворяет, с одной стороны, суровую действительность, с которой не могут люди найти контакт. А с другой стороны, степь символизирует надежду на лучшую жизнь, некую перспективу и бескрайность мира, где каждый человек обязательно найдет для себя место.

Почему же Чехов назвал повесть «Степь»? В произведении преобладают описания степной природы, место действия объединяет всех героев и показывает их истинную сущность. В голой и пустой степи особенно очевидными и рельефными становятся характеры людей. Негде спрятаться, некуда деться посреди бескрайнего поля. Именно уникальность природного ландшафта вдохновила Чехова на создание произведения, поэтому в названии он отдает должное своей музе — степи.

Композиция

Композиция повести “Степь» довольно проста. Само произведение состоит из семи частей. Каждая часть имеет смысловую законченность. Особенно интересна композиция 4 главы повести. Здесь текст автор  разбил на три смысловые группы. 

  1. В первой Чехов описал ночную степь и её главных спутников. 
  2. Во второй части автор грустит о том, что степь одинока. По его мнению, «богатства ее и вдохновение гибнут даром». 
  3. А в третьей части автор уходит от описания природы и возвращается к главным героям. Автор описывает встречу Иван Иваныча, Егора, о. Христофора и Дениса с Пантелеем и ребятами. Можно сказать, что текст в этой главе состоит из 4 частей, одна из которых представлена диалогом. В 4 главе автор использует повествование с элементами описания. При этом, повествование ведётся от третьего лица.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон может дополнить характеристику главных героев повести «Степь», если в этом есть необходимость у читателя. Напишите о ней в комментариях, пожалуйста.

Егорушка мальчик 9 лет, послан матерью, Ольгой Ивановной, вдовой коллежского секретаря и родной сестрой Кузьмичёва, поступать в гимназию. Вместе с дядей и отцом Христофором путешествует по степи. В пути Егор знакомится со многими людьми,  представителями разных сословий, а также познает жизнь, все её прелести и невзгоды. К природе степи герой относится положительно и отрицательно одновременно. Безусловно, степь прекрасна и огромна. В ней обитает множество живых существ. Но и в то же время, степь связана с эмоциями и переживаниями Егорушки. Он чувствует себя потерянным в этом огромном мире.
Вася Бывший рабочий спичечной фабрики; обладает острым зрением; имеет распухший красный подбородок. Вася видит этот мир по-своему, будто у него особый слух и зрение. Для него главным достоинством степи является её “звучание”: пение птиц, перезвоны, жужжание насекомых. Он трепетно относится в природе.
Варламов Богатый купец, путешествует по делам. Варламову окружающий пейзаж не приносит радости. Он озабочен своими делами, и путешествует ради выгоды.
Иван Кузьмичов  По характеру с Варламовым схож дядя Егорушки, Иван Кузьмичов. Он тоже купец. Это однообразные и ко всему равнодушный человек. Он всегда серьёзен и думает только о прибыли. «Фанатик своего дела, Кузьмичов всегда, даже во сне и за молитвой в церкви, когда пели «Иже херувимы», думал о своих делах, ни на минуту не мог забыть о них, и теперь, вероятно, ему снились тюки с шерстью, подводы, цены, Варламов…»
Отец Христофор Благодушный, мягкий, смешливый и легкомысленный человек, который поддерживает Егорушку на протяжении всего пути. Умный и даровитый человек, который с детства много учился, но пожертвовал карьерой ученого, чтобы остаться рядом с родителями. «Отец же Христофор не переставал удивленно глядеть на мир божий и улыбаться. Молча, он думал о чем-то хорошем и веселом, и добрая, благодушная улыбка застыла на его лице. Казалось, что и хорошая, веселая мысль застыла в его мозгу от жары…»
Пантелей Старообрядец, он ест отдельно от всех кипарисовой ложкой с крестиком на черенке и пьёт воду из лампадки, рассказывает страшные придуманные и непридуманные истории. Приспособленным к условиям современной жизни оказывается Пантелей. Он рассказывает о своих взглядах Егорушке. По его мнению, счастлив тот, у кого есть три ума: от матери, от учения, а также от хорошей жизни. Он считает, что на планете нет полноценно счастливых людей, так как последний ум найти трудно.
Образ степи Несомненно, образ степи является главным в произведении. Автор отвёл достаточно большое значение описанию данной местности. Ведь здесь путешествуют герои. В образе степи Антон Павлович воплотил окружающую действительность, суровую реальность, с которой люди вступают в конфликт. Однако, степь автор описал в тёплых и светлых тонах. Этим он объяснил, что в общем окружающий мир благосклонен к человеку, но он живёт по своим правилам, которые не могут понять герои. Таково поэтичное описание степи: «Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается… »
Образ ветра Образ ветра не менее важен в повести. Это некая разрушающая и пугающая стихия становится символом вселенского хаоса. Данный образ олицетворяет неизвестность, с которой сталкиваются герои.
Образ тополя Образ тополя олицетворяет одиночество и трагизм, на которые обречены персонажи.
Образ мельницы А вот образ мельницы символизирует темп времени, его необратимость в степном пространстве.

Из главных героев неравнодушным к окружающему миру являются: Емельян, Дымов и Пантелей. Каждый из них ощущает единение с природой по-своему. Несомненно, самая трагическая судьба у Емельяна. Бывший певчий, лишённый болезнью голоса, обречён на вечные страдания

Темы

Антон Павлович Чехов затрагивает множество тем в произведении, но все они тесно связаны между собой, и одна дополняет другую.. Тематика повести «Степь» представлена ниже. Если Вы нуждаетесь в ее дополнении, напишите об этом в комментариях, пожалуйста:

  1. Основной темой повести является, конечно, тема — человек и природа. Автор показал взаимодействия людей и окружающего мира. Кто-то норовит выжать из природы побольше соков и безразличен к ее судьбе, а кто-то видит в ней опору и вдохновение. Автор встает на сторону тех, кто прислушивается и присматривается к пейзажу, хочет приникнуть в тайны окружающего мира и стать его частью. Такие люди различают все оттенки красоты природы и любят ее, поэтому получают удовольствие от каждого дня, проведенного в гармонии с окружающей средой, дающей силу, здоровье и мотивацию.
  2. Поиск своего места в жизни. Уже в первой части герои рассуждают о том, нужно ли Егорушке образование и каково его место в мире. Сам мальчик не хочет покидать маму и дом, боится неизвестности и одиночества. Его дядя утверждает, что не нужно ребенку никакое благородное образование, и лучше бы он научился практическим вещам, которые реально пригодятся в жизни. Мама Егорошки хочет, чтобы «все было по-благородному» и очень ценит образование. Отец Христофор, напротив, возражает Кузьмичову: «А ежели все будут торговать и хлеб сеять, тогда некому будет учения постигать». Эти прения не отвечают на поставленный вопрос, а лишь демонстрирует многообразие точек зрения и дорог для каждого из нас. Узнавая биографию людей, мы видим бесчисленное множество судеб и путей, и нет правильного — есть возможные для каждого из нас.
  3. Любовь к Родине. Несмотря на унылое однообразие степи, автор глазами мальчика видит величие нашей бескрайней Родины — красивой, сильной и властной. Даже голая степь населена тысячами уникальных живых существ, образующих сложную экосистему и наше национальное богатство. В этих пейзажах каждый наш соотечественник узнает свою просторную душу, вбирающую в себе каждый колосок родных полей. Чехов описал Россию поэтично, с большой любовью. Думая об Отчизне, Егор фантазировал: «Кто по ней ездит? Кому нужен такой простор? Непонятно и странно. Можно, в самом деле, подумать, что на Руси еще не перевелись громадные, широко шагающие люди, вроде Ильи Муромца и Соловья Разбойника, и что еще не вымерли богатырские кони».
  4. Тема одиночества. Егор тяготится своим одиночеством, потому не хочет ехать учиться. Он боится остаться один, и сам вид голой и бескрайней степи подавляет его.
  5. Тема бренности бытия. Повесть начинается с воспоминаний Егора о смерти бабушки. Весь текст пронизывает мотив гибели и увядания: то череп встретится на пустой дороге, то мрачное воспоминание промелькнет у героя. Природа, отягощенная производствами и человеческим безразличием, тоже омертвела и осунулась. Так автор подчеркивает хрупкость всего того, что нас окружает, и необходимость беречь это.

Проблемы

Проблематика повести «Степь» многогранна (если какой-то проблемы не хватает, напишите об этом в комментариях, и Многомудрый Литрекон добавит). Автор продемонстрировал множество важных вопросов. Как найти человеку своё предназначение? Как наладить контакт с окружающим миром и людьми? Учиться высоким наукам или же найти призвание в практичных и деловых сферах? Как сберечь природу, не отказываясь от прогресса? Кто прав, а кто виноват? Как приспособиться к законам огромного мира? Над всеми этими проблемами Чехов размышляет вместе с читателями.

  1. Проблема экологии в повести «Степь» — одна из главных. С сожалением автор описывает последствия локальной экологической катастрофы: «А за кладбищем дымились кирпичные заводы. Густой, черный дым большими клубами шел из-под длинных камышовых крыш, приплюснутых к земле, и лениво поднимался вверх. Небо над заводами и кладбищем было смугло, и большие тени от клубов дыма ползли по полю и через дорогу». Равнодушие людей к природе и их безответственность губительно сказываются на состоянии природного наследия страны. Антон Чехов поднимает и тему отношения человека к природе. Автор утверждает, что равнодушные к окружающему миру люди —  это большая проблема. Ведь это может привести к потере бережного отношения к природному богатству, и, впоследствии, к истощению природных ресурсов.
  2. Также писатель задумывается над тем, что из себя представляет человеческая жизнь, каковы её законы. Мы встречаем в повести разных людей, у каждого своя правда жизни, и совсем не ясно, где между ними прячется истина. Но не ее ищет каждый из нас, не за ней едут и герои. Все мы стремимся к счастью и можем найти его мгновения даже на пыльной степной дороге, наблюдая за отарой овец. Таким образом, Чехов поднимает вечную проблему ценности бытия. Нам нужно научиться ценить каждое мгновение, и тогда мы научимся беречь природу и останавливать безумную гонку за прибылью.
  3. Еще одна проблема, затронутая в повести, это тоска. Путников тяготит состояние скуки и неприкаянности. Однообразие степи становится метафорой рутины жизни, которая проходит тяжело, медленно, без впечатлений и мыслей. И все морок развеивается, когда человек стряхивает с себя сонную одурь и становится активным.
  4. Проблема счастья. Герои обсуждают невзгоды и переживания, которые им доставляют домочадцы. Но, в конце концов, Христофор приходит к выводу, что он — самый счастливый человек, и ничего ему не нужно сверх того, что он имеет. У него семья, скромный достаток и умение радоваться в жизни. А большего ему не нужно.
  5. Проблема жестокости. В произведении Дымов убил ужа, и Вася несколько раз вопрошает, за что он это сделал? Этот вопрос повисает в воздухе. А потом старичок отвечает, что агрессия Дымова — от недостатка ума. «Глупый человек, руки чешутся, оттого и убил».

Основная идея 

Главная мысль произведения «Степь» состоит а том, что человек должен чувствовать своё родство с природой. Однако многие не ощущают красоты мироздания. Чехов показывает, что такой разлад может привести к необратимым плачевным последствиям. Писатель приходит к выводу, что человек должен жить не ради меркантильной и узкой цели, а наслаждаться каждым прожитым мгновением. По мнению Чехова, каждый должен стать счастливым.

Сам автор выразил смысл повести «Степь» так:

«повестушка <…> раскроет глаза моим сверстникам и покажет им, какое богатство, какие залежи красоты остаются пока еще нетронутыми и как ещё не тесно русскому художнику».

Чему учит?

Произведение «Степь» учит читателя любознательности и любви к природе. Важно уметь наслаждаться красотой и простором нашего мира, находить время для единения с ним. Мы должны беречь наше природное богатство и уметь умерить наше стремление к наживе за счет окружающего мира. 

Егорушка и Князев пытаются познать сущность природы вместе с автором. Чехов дает понять, что осознать суть окружающего мира возможно лишь при наличии движения, активности и мысли. Человек не должен останавливаться в своем развитии и зацикливаться лишь на материальных нуждах, иначе он себя ограбит.  Повесть «Степь» заставляет задуматься о том, что жизнь — это та же неизвестная степь. Нужно просто присмотреться к ней и постичь ее красоту.

Художественные особенности 

Произведение Чехова “Степь» наполнено различными тропами.

  1. Эпитеты: “неведомый благодетель», “тихое пение», “странная песня», “лиловая даль» 
  2. Метафоры: «воздух застыл», «маленькая речка располагалась в лужицу», «роса испарилась» и так далее 
  3. Сравнения: точно отразившись в зеркале, она тотчас же сверкнула вдали», «Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфористическая полоска»
  4. Олицетворения: «И вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень улыбнулась и засверкала росой», «Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот…»

Критика

Чехов не только изображает все достоинства и недостатки степного пейзажа, но и выражает в своеобразной художественной манере свои мысли и переживания о Родине, о счастье и жизни в целом.

Русский публицист, социолог и литературовед  Николай Михайловский не нашёл глубокого идейного смысла в произведении: 

«Читая, я точно видел силача, который идет по дороге, сам не зная, куда и зачем»,— рассказал он в письме к Чехову.

Этой же точки зрения придерживается литературовед Евгений Головин. 

В противопоставление этим мнениям можно привести в качестве примера высказывание критика П. Сурожского:  

«Чехова можно назвать певцом степи. С удивительной силой, проникновением и нежностью рисует он степь в самые разнообразные моменты — весной, летом, осенью, в жаркие дни, в лунные ночи, в грозу, и в затишье, любовно отмечая каждый штрих, каждую черточку…».

В письме родственникам сам Чехов вспоминал о такой реакции первых читателей:
«Первым прочёл Суворин и забыл выпить чашку чаю. При мне Анна Ивановна меняла её три раза. Увлёкся старичина. Петерсен ходит на голове от восторга».

Д. Мирский считал «Степь» центральным произведением второго периода чеховского творчества, когда вместо крохотных рассказов он стал писать длинные повести для «толстых» журналов. Он писал: В ней нет замечательной архитектуры ранних рассказов — это лирическая поэма, но поэма, сделанная из материала банальной, скучной и сумеречной жизни. Длинное, монотонное, бессобытийное путешествие мальчика по бесконечной степи от родной деревни до далёкого города растягивается на сто страниц, превращаясь в тоскливую, мелодичную и скучную колыбельную.

Таким образом, критики и литературоведы неоднозначно высказались по поводу произведения А.П. Чехова «Степь». 

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector