Анализ стихотворения «Стих небогатый, суховатый…» (Давид Самойлов)

Давид Самуилович Самойлов (настоящая фамилия – Кауфман) – советский поэт и переводчик с непростой судьбой и интересным творческим путём. Давид Самойлов стал одним из тех представителей поколения второй четверти XX века, кто был вынужден отправиться на фронт сразу со студенческой скамьи и познать на собственном опыте все ужасы и тяготы войны. Первые стихотворения Самойлов начал писать как раз в период службы на фронте, однако настоящая литературная известность пришла к нему уже в послевоенные годы, когда он всецело посвятил себя творчеству. Многомудрый Литрекон представляет анализ произведения «Стих небогатый, суховатый…» по плану. Приятного просвещения!

История создания

Стихотворение «Стих небогатый, суховатый…» датировано 1961 годом, когда Давид Самуилович Самойлов уже всецело посвятил свою жизнь творчеству и литературно-критической деятельности. Несмотря на то, что писать поэт начал ещё в годы фронтовой службы, его творческий путь стал более-менее стабильным только к 1960-ым годам. Как раз в этот период в свет выходят первые полноценные сборники его стихотворений, он начинает знакомиться и тесно общаться с именитыми современниками, такими как Анна Ахматова, Николай Заболоцкий, Самуил Маршак и многие другие. В 1961 году в Центральном лектории Харькова при поддержке близкого друга Самойлова, литературоведа Льва Лившица, состоялось первое крупное публичное выступление и чтение стихов Давида Самуиловича.

Интересно и важно отметить, что поэт особенно критично и болезненно относился к собственным стихотворениям, особенно к более-менее ранним опытам (к которым можно отнести и анализируемое произведение, ведь в 60-ые годы ХХ века Самойлов только начинает публиковаться). В стихотворении «Стих небогатый, суховатый…» он будто со стороны окидывает взглядом своё творчество, анализирует собственный слог и беспристрастно судит о его достоинствах и недостатках.

В 1961 году, которым датируется анализируемое стихотворение, Давид Самойлов, несмотря на солидный возраст, только начинал публично выступать с чтениями собственных стихотворений и издавать книги и сборники. «Стих небогатый, суховатый…», таким образом, можно отнести к тем его стихотворениям, которые пришлись на пик популярности автора в 1960-ые годы и были одобрены советской литературной критикой, а также именитыми современниками поэта.

Жанр и направление

Лирическое произведение Давида Самойлова «Стих небогатый, суховатый…» сложно отнести к какому-либо направлению, однако очевидно одно – стихотворение всецело посвящено теме поэта и поэзии, отношению автора к собственному творчеству. Этот вопрос вечен, о нём размышляли, размышляют и продолжат размышлять поэты всех времён и народов. Таким образом, можно говорить о философском направлении мысли автора произведения.

Стихотворение написано от первого лица, что позволяет сделать вывод о практически полном совпадении лирического героя с личностью автора. Давид Самойлов критически оценивает собственное творчество, свой индивидуальный стиль, строгий, грубовато-простой, лишённый особых «украшений», однако лаконичный и надёжный. Так, он сравнивает собственный стих с суковатой палкой, не самой красивой, зато крепкой, подходящей для опоры и защиты от «хищников» на его творческом пути.

В десяти строках поэт умещает собственное кредо, свой личный взгляд на назначение поэзии и её истинную суть.

Композиция и конфликт

Анализируя стихотворение, «Стих небогатый, суховатый…», не приходится говорить о каком-либо сюжете и хронологии событий. У этого произведения, состоящего из десяти строк, которые складываются в четыре небольших предложения, максимально простая и бесхитростная композиция. По сути, оно представляет собой линейное, краткое изложение авторского видения миссии поэта и назначения поэзии вообще, как творческого явления.

Конфликт, лежащий в основе произведения, можно трактовать с различных точек зрения.

С одной стороны, это внешнее противоречие – несоответствие индивидуального творческого стиля лирического героя-поэта общепризнанным канонам «красивого» стихосложения. Его слог, лишённый ярких метафор, эпитетов и других языковых «драгоценностей», внешне украшающих, обогащающих стихотворение, контрастирует с привычным пониманием поэтического стиля как стиля помпезного, нарочито украшенного тропами и другими языковыми средствами.

С другой стороны, это внутренний конфликт лирического героя, размышляющего о собственном авторском стиле, о поэте и поэзии вообще, об их назначении, миссии. В конце концов лирический герой (который, как мы уже указали выше, в этом стихотворении приблизительно равен автору) приходит к выводу, что отсутствие видимых «украшений» нисколько не травмирует его слог и стиль, который зато имеет большое преимущество перед вычурным слогом других поэтов – является крепким и надёжным:

«На нем сучки, а не узоры,
Не разукрашен – ну и что ж!
Он мне годится для опоры,
И для удара он хорош!»

Таким образом, несмотря на небольшой объём и максимально бесхитростную композицию стихотворения, Давиду Самуиловичу Самойлову удалось раскрыть тему поэта и поэзии с разных сторон, обратить внимание и на внутренний конфликт лирического героя-поэта, и на внешнее несоответствие его стиля и слога общепринятым канонам стихосложения.

В заключение важно упомянуть, что стихотворение содержит элементы кольцевой композиции – финальные строки произведения перекликаются с начальными, как бы повторяют их, утверждая лирического героя (и автора) в собственной точке зрения.

Смысл названия

Фактически произведение, которое мы анализируем, не имеет специального названия – его принято озаглавливать по первой строчке, как и все подобные (т.е. не имеющие специального названия) стихотворения.

С первых слов этого стихотворения Давида Самойлова читатель может уловить его тему и основную мысль: главное в стихосложении – не вычурный, изукрашенный языковыми средствами слог, но уверенность, лаконичность, наконец, сила слова, бьющего метко и всегда попадающего в цель:

«Стих небогатый, суховатый,
Как будто посох суковатый.
Но в путь, которым я иду,
Он мне годится – для опоры,
И на острастку песьей своры,
Для счета ритма на ходу».

Слог лирического героя-поэта на первый взгляд может показаться неэстетичным и даже грубым, ведь «на нём сучки, а не узоры». Однако при ближайшем рассмотрении и более глубоком анализе выясняется, что стихотворение наделяют силой не столько языковые средства, сколько живость языка, меткость и чёткость мысли, на которую поэт может опереться, как на суковатую, сухую, но крепкую трость.

Таким образом, несмотря на отсутствие у стихотворения индивидуального названия, его тему, основную мысль и ключевую идею можно уловить, едва взглянув внимательным глазом на первые строки.

Образы и символы

Итак, поскольку стихотворение Давида Самойлова «Стих небогатый, суховатый…» в большей степени тяготеет к философской лирике, оно лишено сюжета и персонажей как таковых. Пожалуй, главными его действующими силами можно назвать лирического героя-поэта и собственно стих (поэтический слог).

С одной стороны, в центре размышления автора находится вопрос поэтического осмысления собственного творчества, поэтического пути вообще. Стихотворение построено на основе рассуждений лирического героя (автора), на выражении его ключевых идей. Здесь важен личный взгляд героя на собственный стих как на суковатый посох, лишённый каких-либо видимых украшений, зато метко бьющий и попадающий точно в цель – ведь этот взгляд полностью совпадает с точкой зрения автора.

С другой стороны, что, если не стих, является центром размышлений автора и лирического героя? Давид Самуилович Самойлов строит стихотворение на развёрнутой метафоре, сопоставляя собственный стих (слог, стиль) с суковатой палкой, которой чуждо всё наносное, в том числе какие-либо видимые украшения. Интересно, что стихотворение, ключевой мыслью которого отчасти является неважность тропов в поэтическом слоге, весьма насыщено тропами – автор как бы нанизывает эпитеты («небогатый», «суховатый» и проч.), сравнения и метафоры друг на друга, описывая собственный взгляд на поэзию как продукт творчества.

Темы

Таким образом, стихотворение «Стих небогатый, суховатый» Давида Самуиловича Самойлова в основе своей посвящено теме поэта и поэзии. Поднимая этот вечный вопрос, автор раскрывает ещё несколько подтем:

  1. Сила слова – качество стиха определяется меткостью, точностью его мысли; только тогда поэт может на него «опереться», словно на суковатый посох.
  2. Второстепенность тропов и языковых средств, видимо украшающих текст, перед его, текста, смыслом.
  3. Осмысление собственного творчества, индивидуального стиля поэта.

Проблемы

Указанные выше темы, которые Давид Самойлов раскрывает в своём стихотворении, напрямую соотносятся с его ключевой идеей и проблематикой, а именно:

  1. Проблемой назначения поэтического слова (должно ли оно радовать глаз и слух «украшениями» или метко бить в цель?).
  2. Проблемой тропов и их необходимости для донесения истинного смысла стихотворения.
  3. Проблемой взгляда поэта на собственный слог и стиль и оценки им собственного творчества.

Смысл

Произведение «Стих небогатый, суховатый» отличается афористичностью – благодаря краткости, лаконичности и чёткости изложения основная мысль стихотворения сквозит буквально в каждой его строчке. Размышляя о собственном творческом пути, поэтическом слоге и силе слова вообще, автор и лирический герой в один голос утверждают, что тропы и видимые украшения поэтического языка и слога вторичны по сравнению со смыслом, который поэт вкладывает в собственные слова.

Как уже было отмечено выше, ключевой темой стихотворения Давида Самуиловича Самойлова является поэтический слог, слово, его особенности и истинное назначение как оружия поэта, инструмента донесения его мысли до окружающих. Используя развёрнутую метафору «стих – суковатая палка», автор говорит о второстепенности языковых средств, красочных тропов, ярких «украшений» слога по сравнению с истинной силой слова, его меткостью, твёрдостью, лаконичностью.

Во-первых, главным критерием (показателем) качества стиха лирический герой-поэт считает возможность на него опереться, будто на посох («Но в путь, которым я иду, / Он мне годится для опоры).

Во-вторых, лирический герой акцентирует внимание на том, что не считает украшение слога тропами и иными языковыми средствами ключевым для поэзии («На нём сучки, а не узоры, / Не разукрашен – ну и что ж!»).

В-третьих, в финале стихотворения автор использует лексический повтор, вновь указывая на ключевые, по его мнению, функции стиха – его силу, позволяющую поэту на него опереться, словно на посох, и чёткость, умение бить точно в цель («Он мне годится для опоры, / И для удара он хорош!»).

В стихотворении, которое мы анализируем, нет ярко выраженной дидактики и какого-либо поучительного послания читателям. Однако каждый может извлечь из прочтения «Стиха…» важный для себя урок о силе слова, об обращении с ним как с величайшей ценностью, наделённой мощью, способностью быть опорой, а иногда даже и оружием.

Средства выразительности

Стихотворения Давида Самойлова отличаются лаконичностью, афористичностью, силой и простотой слога. Сквозь его творчество красной нитью проходит тема поэта и поэзии. В частности, этой проблематике посвящено произведение «Стих небогатый, суховатый…», анализ которого мы предлагаем.

В представленном стихотворении используются:

  • Эпитеты: небогатый, суховатый.
  • Сравнение: Как будто посох суковатый.
  • Антитеза: нем сучки, а не узоры.
  • Развернутая метафора: стих = посох.

Автор: Фаина Пастернак

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *