Анализ стихотворения «19 октября» (А. С. Пушкин)

«19 октября» — это стихотворение, без которого сложно понять всю красоту и глубину поэтического мира Александра Сергеевича Пушкина. Данное произведение давно стало хрестоматийным, ведь в нём отражена одна из самых значимых для творца мыслей: дружба — величайшая ценность. Попробуем подробнее разобраться, как автор раскрывает темы духовного единства, братства и товарищества, какие средства художественной выразительности он использует для достижения максимального эмоционального эффекта. Многомудрый Литрекон представляет своим читателям полный анализ стихотворения по плану.

История создания

Всем нам известно, какое значимое место занимал Императорский Царскосельский лицей в жизни Пушкина. Своих любимых друзей он обрёл именно в годы пребывания в данном учебном заведении. У выпускников было заведено каждый год собираться 19 октября, в день основания лицея, и вспоминать радостные моменты обучения, рассказывать о текущих событиях, размышлять о планах на будущее. Для Александра Сергеевича Пушкина эта дата была очень важной.

Так случилось, что в 1825 году поэт находился в ссылке в Михайловском. Он не мог покинуть имение и приехать на встречу с близкими его сердцу друзьями. Творец сочиняет стихотворение «19 октября», в котором описывает свои эмоции: грусть от того, что ему приходиться праздновать 19 октября в одиночку, печаль из-за погибшего Николая Корсокова, радость и лёгкую ностальгию.

Но в 1825 году годовщина приобрела совершенно иное значение для многих выпускников: именно в этом году, в декабре, было восстание декабристов, среди которых было множество друзей Пушкина. По сути, это был последний шанс собраться всем вместе, ведь после неудачного переворота многие дворяне попали в опалу или были приговорены к каторге.

Жанр, направление, размер

Анализируемое нами лирическое стихотворение «19 октября» является дружеским посланием. Автор напрямую обращается к своим друзьям, называет их имена, даёт каждому определённую характеристику. Хоть в названии и не фигурируют все адресаты, всё равно становиться понятно, кому посвящено «19 октября». Послания очень характерны для текстов Александра Пушкина. Самыми известными примерами произведений данного жанра считаются «К Чаадаеву» и « И. И. Пущину», написанные поэтом в разные годы его жизни.

Важно сказать и то, что стихотворение творца содержит в себе элементы гражданской лирики. Автор упоминает фигуру царя Александра 1. Как известно, у Пушкина были очень натянутые отношения с монархом. Правитель считал поэта «вольнодумцем», опасался его. По приказу государя, творец был сослан в имение Михайловское. В произведении дана не очень лестная характеристика самодержца, который является «рабом молвы, сомнений и страстей». Однако внимание концентрируется не на этом. Строки «Простим ему неправое гоненье://Он взял Париж, он основал лицей» превращают серьёзное обвинение в обычную шутку.

Кроме того, в стихотворении присутствуют и ярко выраженные патриотические мотивы. Царское село — Отечество лирического героя. Он любит лицей, который является частью его родной страны.

«19 октября» написано излюбленным пушкинским размером, 5-стопным ямбом. Поэт отдавал предпочтение лёгкости, мелодичности своих произведений.

Композиция

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» имеет кольцевую композицию. Оно начинается описанием того, как лирический герой встречает 19 октября один, в отдалении от своих товарищей. Он испытывает грусть, тоскует по близким людям. Заканчивается произведение мыслями о будущем, когда в живых останется лишь один из лицеистов. Теперь первоначальный мотив разлуки с друзьями приобретает более трагичный и философский смысл.

  1. Неким вступлением стихотворения является часть, описывающая чувства лирического субъекта, его переживания. Герой «пьёт один», чтобы получить «минутное забвение».
  2. В основной части появляются образы лицеистов. Автор называет не все имена, кому-то даётся очень точная характеристика, по которой сразу можно понять, чья это фигура. Упоминаются так же Александр 1 и Фёдор Толстой.
  3. Конец у произведения очень философский. В нём возникают мотивы яркой жизни и неизбежной смерти. «Пируйте же, пока ещё мы тут»,- пишет Александр Сергеевич Пушкин.

Образы

Начнём с образа лирического субъекта в стихотворении «19 октября», который очень похож на самого Пушкина. Герой является поэтом, тонко чувствующей натурой. Ему тяжело даётся разлука с близкими людьми. 19 октября, в столь важный для него день, друзей нет рядом. Творец очень внимателен к деталям, наблюдателен. Лирический субъект способен анализировать окружающую его обстановку. Поэт не боится нелестно отзываться о монархе, правящем на данный момент. Читатели видят, как сильно герой привязан к своим друзьям. Для него обучение в Царском селе стало одним из самых важных событий в жизни. Мы узнаём, что стихотворец — очень эрудированный человек. С некоторыми из своих товарищей он разговаривает о Шиллере, предаётся мечтаниям.

Образы лицеистов в стихотворении «19 октября» тоже нельзя обойти вниманием. Описания друзей лирического субъекта занимают большую часть текста. Фигуры товарищей творца как нельзя лучше раскрывают тему братства в стихотворении.

  • Первым Пушкин упоминает покойного Николая Корсакова. Он отдаёт дань памяти «кудрявому певцу». Читатели узнают, где похоронен композитор, как складывалась его судьба.
  • Затем автор рисует образ Фёдора Матюшкина, который после выпуска из Царского села стал моряком. Детали играют значимую роль в раскрытии характеров лицеистов. Так, например, «чужих небес любовник беспокойный» был весёлым и лёгким на подъём человеком. Об этом нам говорит всего одно слово «шутя».
  • Лирический герой радуется, что его друг сохранил в своей душе прежние нравы. Даже находясь далеко, Матюшкин «простирал из-за моря руку», всегда помнил о забавах и шуме Царского села.
  • В произведении упоминается и пушкинская ссылка. Автор называет фамилии Пущина, Горчакова и Дельвига. С этими лицеистами поэт встретился в Михайловском.
  • 11 января 1825 года Иван Иванович Пущин приехал повидаться со своим давним другом. Для Пушкина это событие стало знаковым, творец посвящает целое стихотворение произошедшему («И. И. Пущину»).
  • С князем Горчаковым поэт никогда близко не общался, однако случайно встретившись, оба молодых человека выказали почтение друг другу, тепло обнялись.

Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

  • Удивителен образ Дельвига, старого друга Пушкина. Товарищи были очень близки, их роднила любовь к поэзии. Однако лицеисты по-разному распоряжались своим даром: один ценил «рукоплескания», другой же «гений свой воспитывал в теши». Автор «19 октября» добродушно подтрунивает над некоторыми пороками Дельвига. Он называет поэта «сыном лени».
  • Появляется в стихотворении и Кюхельбекер, к нему одному Пушкин обращается по имени. Творец жаждет встречи с товарищем, «запоздалым другом».
  • Стоит также сказать и о лицеисте, упомянутом в самом конце произведения. Князь Горчаков остаётся последним из выпускников, «докучным гостем». Именно ему приходиться отмечать 19 октября в полном одиночестве.

Символы

Разберём символику стихотворения. Начнём с того, что само название «19 октября» олицетворяет долгожданную встречу лицейских друзей. Данная дата лейтмотивом проходит через всё произведение.

Основными символами стихотворения «19 октября» является музы, которые упоминаются в тексте не один раз. Их образы ключевые. Подробнее разберём несколько сцен, где появляются эти мифические существа.

  • В части, посвящённой Дельвигу, говорится о двух музах. Они символизируют единство душ великих поэтов (Дельвига и Пушкина), их творческое начало. Образ музы появляется и при характеристики Кюхельбекера, который тоже прекрасно умел сочинять стихотворения. Пушкин называет Вильгельма братом «по музе, по судьбам».
  • Кроме того, сам союз всех лицеистов зарождался «под сенью дружных муз». Контекст использования символа увеличивается. Теперь музы олицетворяют таланты всех выпускников Царского села. Обратим внимание и на эпитет «дружных», который ещё раз подчёркивает крепкие товарищеские связи лирического героя с его близкими людьми.

Темы

Для полного понимания авторского замысла необходимо разобраться с тематикой стихотворения «19 октября».

  1. Тема дружбы — ключевая в произведении. «19 октября». Лирический герой вспоминает всех своих близких друзей, обращается к каждому лично. Он верит, что через год сможет присоединиться к товарищам, разделить с ними радость долгожданной встречи. «Промчится год, и я явлюся к вам», — пишет поэт. Лирический субъект стихотворения не забывает и о тех добрых делах, которые лицеисты сделали для него. Так, в текст фигурирует фамилия Пущина. Именно он первым приехал к Пушкину, когда тот находился в ссылке.
  2. Тема разлуки напрямую связана с темой дружбы. Лирический субъект вынужден праздновать столь значимую для него дату один. Близких людей нет рядом, они все далеко, «на брегах Невы». Но у героя есть одна радость: он знает, что товарищи не забывают его: «Меня друзья сегодня именуют».
  3. Философская тема тоже присутствует в произведении. Пушкин очень метко описывает жизнь человека. Поэт использует лишь шесть слов, однако в них кроется колоссальный смысл: «Судьба глядит, мы вянем; дни бегут». Автор называет смерть не концом, а «началом», когда размышляет о том, кому из его друзей предстоит отмечать 19 октября в одиночку, зная, что всех его лицейских товарищей больше нет на земле.

Проблемы

Проблематика произведения «19 октября» представлена ниже:

  1. Проблема предательства очень сильно контрастирует с основной темой стихотворения. Строки «Друзьям иным душой предался нежной, // Но горек был не братский их привет» отсылают читателей к истории, связанной с Фёдором Толстым, с которым Пушкин познакомился уже после выпуска из царскосельского лицея в 1819 году. Новый товарищ поэта опорочил его честь. Он сказал, что перед отправлением в ссылку творца выпороли в охранном отделении. Такая клевета возмутила Пушкина, он посвятил своему обидчику эпиграмму «В жизни мрачной и призренной…».
  2. Проблема одиночества появляется в тексте несколько раз: в начале и в конце. Лирический герой празднует 19 октября, его друзья далеко, однако они живы. Лицеисты вспоминают своего товарища, не перестают любить его. Здесь речь идёт о разлуке, которая скоро превратится в долгожданную встречу. В конце стихотворения появляется мысль о смерти. Когда все друзья уже будут мертвы, последнему оставшемуся в живых лицеисту будет тяжело и грустно. Возникает мотив вынужденного одиночества, отстранённости от всего мира.
  3. Проблема сохранения воспоминаний о важных людях, событиях, годах жизни тоже фигурирует в стихотворении. Никто из лицейских друзей лирического героя не забыл о нравах Царского Села, забавах и мечтаниях. Даже находясь далеко друг от друга, товарищи не переставали надеяться на скорую встречу. Они остались верны самим себе и своим юношеским клятвам, обещаниям. Спустя много лет выпускники всё ещё собираются вместе, чтобы отметить 19 октября.

Основная идея

Смысл стихотворения «19 октября» — это поэтическое выражение ценности дружбы. Пушкин показывает, как близкие люди могут изменить привычный мир человека. Товарищи очень важны для лирического героя. Они не отвернулись от него в сложный период «заточения». Лицеисты навещали поэта, помогали ему добрыми словами.

Для Пушкина нет ничего значимее дружбы. Главная мысль стихотворения «19 октября» передается с помощью определённого настроения произведения. Грусть разлуки сменяется радостью тёплых воспоминаний, мыслями о грядущем и желанием скорейшей встречи. Творец создаёт очень яркие и запоминающиеся образы лицеистов, тем самым, показывая, какую значимую роль товарищи сыграли в его жизни.

В произведении также скрыт и философский смысл. Наше существование ограниченно рамками времени, люди не вечны, поэтому стоит наслаждаться тем, что мы имеем сейчас. Друзья рано или поздно покинут этот мир, поэтому нужно «пировать», радоваться каждому мгновению, проведённому с близкими людьми.

Средства художественной выразительности

Стихотворение поэта «19 октября» очень насыщенно с художественной точки зрения. Пушкин использует многочисленные тропы, чтобы создать запоминающиеся образы и передать настроение лирического героя. В тексте есть целая палитра различных эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений. Лес роняет «багряный» убор, и перед читателями сразу появляется яркая картина рассвета. Творец подбирает очень точные слова: «гитара сладкогласная», «холодный свет», «блуждающая судьба».

Произведение изобилует восклицательными предложениями. Данный приём помогает Александру Сергеевичу Пушкину выразить радость ностальгии, передать тёплые чувства, вызванные приятными воспоминаниями. С помощью вопросительных конструкций создаётся ощущение, что лирический субъект ведёт диалог со своими друзьями, пытается узнать, как изменился состав лицеистов, кто не пришёл «на братскую перекличку».

Характерны для стихотворений поэта и частые инверсии, которые не раз появляются в произведении «19 октября». Пушкин использует данный троп, чтобы расставить смысловые акценты на определённых словах. Так, например, в строке «Прекрасных лет первоначальны нравы» существительное «нравы» намеренно выделяется. Автор обращает наше внимание на то, что товарищ лирического субъекта остался верен лицейским традициям, не утратил всё то, что ему дали в Царском селе.

Текст построен на приёме ретроспекции. Пушкинский герой вспоминает своих друзей, случившиеся с ним события. Прошлое, настоящее и будущее соединяются, образуя единую временную канву, в которую вплетаются мысли и переживания творца.

Таким образом, многочисленные тропы делают стихотворение «19 октября» более красочным и художественным, что позволяет автору просто и понятно выразить главную идею произведения.

Автор: Диана Кузнецова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *