Анализ книги «Севастопольские рассказы» (Л. Н. Толстой)

В русской литературе существовало и существует немало гениев, поражающих мастерством и глубиной познания мира. Среди них заслуженно находится Лев Николаевич Толстой, чье творчество стало уникальным явлением не только в отечественной, но и мировой культуре. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом известного цикла классика «Севастопольские рассказы» по плану ниже.

История создания

Известно, что в качестве материалов для написания нового произведения Толстой использовал личные наблюдения. Во время Крымской войны, которая длилась с 1853-го по 1856-й год, Лев Николаевич не раз посещал Севастополь и даже принимал участие в его обороне. Близость к местам боевых действий, возможность наблюдать за жизнью солдат и страшные картины гибнущих под обстрелами людей — все это оставило неизгладимый след в душе восприимчивого классика и подтолкнуло к созданию целого цикла рассказов.

Увиденное собственными глазами Толстой фиксировал в дневнике. Туда же он вносил возникающие в голове философские мысли о характерах людей и многом другом.

Публикация первого рассказа цикла состоялась в 1855 году в знаменитом литературном журнале «Современник». Эта и последующие за ней части настолько понравились широкой публике, что вернувшегося в том же году в Петербург автора читатели и критики встречали с восторгом.

К слову, царская семья тоже дала высокую оценку циклу. Так, Александр II и вовсе потребовал, чтобы Льва Николаевича срочно увезли с 4-го бастиона (где проходили самые ожесточенные сражения) в другое, более безопасное место.

Жанр, направление

Некоторые особенности (ограниченное число главных действующих лиц; внимание, сосредоточенное только на важных эпизодах; единство тематики) позволяют говорить о таком жанре как рассказ. Рассказов здесь несколько, и это видно из названия. Они связаны местом, временем действия и мотивом.

Часть исследователей отмечает присутствие элементов иных жанров — очерка и репортажа — из-за достоверности, осмысления происходящего самим автором, обращения к историческим событиям и проблемам.

Направление произведения «Севастопольские рассказы» — реализм, так как Толстой задействует типичные образы и рисует мир, который видит вокруг себя.

Смысл названия

С помощью названия «Севастопольские рассказы» автор одновременно обозначает и место, где развивается сюжет (Севастополь), и форму произведения (рассказы, собранные в один цикл).

Севастополь — город на юго-западе Крымского полуострова, блокада которого стала настоящей кульминацией в войне между Россией и коалицией в составе Французской, Османской и Британской империй, а также Сардинского королевства. Осада тянулась целых 11 месяцев; на защиту любимого города встали не только солдаты, но и мирные жители.

Толстой и сам присутствовал среди оборонителей, активно создавая короткие информационные заметки о том, что в те моменты происходило в обществе.

Суть: о чем?

В первом рассказе («Севастополь в декабре месяце») читателя знакомят с городом и его обитателями. Подробно описываются погода, улочки, настроения жителей. Затем дорога приводит в госпиталь, где содержатся раненые. Тут и старый солдат с ампутированной ногой, и женщина, которая нечаянно оказалась рядом с бомбой, когда несла мужу обед, и другие несчастные.

Далее — опасное путешествие к четвертому бастиону, возле которого земля дрожит от постоянных пушечных обстрелов. Под конец читателя возвращают в центр города. Откуда-то доносится музыка, так странно сочетающаяся со звуками выстрелов с бастионов.

Во втором рассказе («Севастополь в мае») повествование сосредоточено на представителях военной аристократии и штабс-капитане Михайлове, который хочет когда-нибудь войти в этот элитный круг. Он грезит о наградах и уважении со стороны вышестоящих, но демонстрирует нерешительность как на поле боя, так и в общении со знатью.

Во время сражения Михайлова ранят в голову. Несмотря на это, мужчина отказывается от лечения.

В третьем рассказе («Севастополь в августе 1855 года») появляются Михаил и Владимир Козельцовы. Случайно встретившись на станции, они вместе отправляются в осажденный город. Владимир мечтает о том, как будет воевать бок о бок со старшим братом, но по прибытии в Севастополь его одолевает страх.

Вскоре героев определяют на Малахов курган, где они героически погибают.

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев в произведении «Севастопольские рассказы» представлена в списке:

Штабс-капитан Михайлов — тщеславный, самонадеянный, страдающий от внутренней неуверенности. Автор называет его не слишком умным, но рассудительным. Планирует быстро подняться по карьерной лестнице. В глубине души очень боится умереть.

«Потом очень легко я в этому же году могу получить майора по линии, потому что много перебито, да и еще, верно, много перебьют нашего брата в эту кампанию…»

Михаил Козельцов — опытный, мужественный боец, его уважают солдаты. Не страшится опасности, рвется обратно в полк после ранения, не желая оставаться в стороне.

Владимир Козельцов — энергичный, честный юноша. Мечтатель, стыдится своей робости. Чувствительный, так как переживает за их с братом отношения.

Автор — тот, чьими глазами видится все происходящее. Он неоднократно высказывает собственное мнение, сквозь призму его взгляда воспринимаются события военных лет. Предстает неким проводником для читателя.

Народ — простые севастопольцы и солдаты, ведомые единым порывом: отдать все ради спасения города. Благодаря общности перед лицом врага их также можно выделить в отдельный центральный образ.

Темы

Основная тема в произведении «Севастопольские рассказы» — конечно же, война. Ужасная, калечащая судьбы и, по сути, бессмысленная. Но к ней люди, как ни удивительно, довольно быстро привыкают, и это безразличие хуже настоящей смерти. Автор подробно описывает поведение горожан, для которых мертвые тела и вражеские снаряды на улицах становятся обычным явлением.

«Напрасно вы будете искать хоть на одном лице следов суетливости, растерянности или даже энтузиазма, готовности к смерти, решимости, — ничего этого нет: вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом…»

Раскрывается и тема патриотизма на примере всего русского народа и героев книги в частности. Конечно, они могут испытывать страх перед неизбежной кончиной, но все же возможность обеспечить будущим поколениям счастливое, мирное существование толкает их на настоящие подвиги.

Проблемы

Раскрывая указанные выше темы, автор затрагивает следующие проблемы:

  1. Жестокость и ненужность войны — она уносит жизни невинных, разлучает семьи и заставляет людей страдать. Да, в этот сложный период можно узнать, каков на самом деле человек (трус он или храбрец, есть у него понятие чести или нет и прочее), но все же для большинства война является настоящей трагедией. Подобные события не проходят бесследно, и возвратиться к привычному образу существования после них совсем не просто. Рассуждая о возможности сокращения потерь, Толстой предлагает неожиданный компромисс: пускай от каждой противоборствующей стороны вызовется по одному солдату, столкновение которых и решит исход войны. По мнению писателя, подобный способ позволит избежать массового кровопролития.
  2. Героизм — здесь он показывается совершенно с разных сторон. Например, без труда можно различить героизм истинный и ложный. В «Севастополе в мае» описываются аристократы, цель которых — не защитить родной город, а прославиться и получить высокую награду. Таков штабс-капитан по фамилии Михайлов, мечтающий о признании. А при обстреле его желания далеки от возвышенных. Горячо молясь Богу, Михайлов вспоминает родных и просит лишь об одном — уцелеть. Совсем иными предстают перед читателями братья Козельцовы из «Севастополя в августе 1855 года». Они храбры, готовы к активным действиям и стремятся на поле боя не ради медалей. Их гибель действительно героична, хоть и напрасна — французы все равно захватывают Севастополь.

Основная идея

Изображая происходившее крайне реалистично, без прикрас, Лев Николаевич показывает, к чему может привести ненависть, и призывает отказаться от нее. Политические распри и амбиции власть имущих, по его мнению, не должны губить людей. Война противоестественна и лишь обнажает худшие качества личности. Она неразумна, нелепа и всем вредна. Таков смысл произведения «Севастопольские рассказы».

Примечателен эпизод, в котором русские солдаты и их противники, стоя под белым флагом, мирно разговаривают о чем-то отвлеченном и улыбаются друг другу. Это лишний раз подчеркивает абсурдность войны. В этом и заключается главная мысль в произведении «Севастопольские рассказы». Подобные антивоенные настроения будут встречаться и в дальнейшем, в более поздних произведениях классика.

О чем заставляет задуматься?

Произведение «Севастопольские рассказы» заставляет задуматься о ценности жизни, взаимоотношениях с окружающими, любви к Отечеству и человечеству в общем. Возможно, если бы люди стали более сострадательными, то подобных трагедий бы больше никогда не случилось.

«Одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать» — выражает свою позицию Толстой.

Художественные особенности

Толстой задействует различные литературные приемы с целью воспроизвести необходимую атмосферу как можно более ярко и точно. В тексте имеются эпитеты («величественные звуки», «громкий смех», «подленький голос», «вонючей грязью», «в уютной комнатке»). Особую важность представляют цвета: красный, белый, голубой, серый, зеленый и прочие — классик использует целую палитру красок («черное пространство», «в синем небе», «розоватые лучи»).

Несложно отыскать сравнения («визжащие, как струна», «жужжащие, как пчела») и метафоры («взвизгнет ядро», «бомбы свистели и лопались»).

Для придания речи живости писатель обращается к восклицательным предложениям и риторическим вопросам: «Счастливого пути!», «Черт возьми!», «Господи, Господи!», «А я заколол одного!», «Что значит смерть и страдания такого ничтожного червяка, как я, в сравнении с столькими смертями и столькими страданиями?».

Критика

Современники приняли произведение тепло и с удовольствием отмечали мастерство Толстого.

Тургенев был в полном восторге, Писемский говорил о тяжелой эмоциональной составляющей, Чернышевский похвалил удивительную психологичность внутренних монологов.

«Из числа всех неприятельских держав, войска которых были под стенами нашей Трои, ни одна не имела у себя хроникера осады, который мог бы соперничать с графом Львом Толстым» — отзывался Александр Дружинин.

А редакция «Санкт-Петербургских ведомостей» и вовсе возвела Толстого на один уровень с величайшими русскими авторами.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *