Анализ стихотворения «По грибы» (Б. Л. Пастернак)

Влияние на Бориса Леонидовича оказала не только романтическая поэзия, поэзия символизма, но также свою роль сыграла музыка. Произведения Пастернака «музыкальны»! Это является главной особенностью лирики поэта. Многомудрый Литрекон проанализировал стихотворение Бориса Пастернака «По грибы» и предлагает ознакомиться с ним ниже. Анализ по плану помогает лучше разобраться в прочитанном и быстрее составить собственное мнение о нем.

История создания

Цикл «Когда разгуляется» является последним циклом автора. Борис Леонидович начал писать его в 1956 году, а закончил в январе 1959 года. Сборник содержит 44 произведения, в том и числе стихотворение «По грибы».

Данный цикл стихов отражает негодование поэта в связи с непринятием его романа «Доктор Живаго», в связи с его травлей из-за присвоения ему Нобелевской премии, которой он удостоился за этот же роман,  опубликованный и с восторгом принятый за границей.

Данный цикл по своей характеристике достаточно тревожный, автор «рисует» будущее в мрачных красках. Произведения воспринимаются достаточно легко и, иногда, в не изначальном смысле, так как поэт все свои предчувствия передаёт «природой», описывая пейзажи.

Сохранились черновики, в которых отображено особое отношение поэта к стихам цикла, его тщательность, хотя сам автор утверждает, что работал над циклом без особого напряжения.

«Если музыкальное начало поэзии (как и поэтическое начало музыки) можно сконденсировать в облике человека, если представить себе эти стихии нашей жизни сжатыми в клубок, в кристалл, то такого рода конденсацией был Борис Леонидович Пастернак…» (Генрих Нейгауз)

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «По грибы» вполне можно считать стансом, так как каждая новая строфа обособлена, имеет отдельную, законченную мысль. Стансы были популярны в России в 18 веке, хотя в европейских странах они существовали уже давно. Обязательным условием при написании станса является неповторяющаяся рифма во всех четверостишиях, а также самостоятельные микро-идеи каждой из строф, которые вместе раскрывают единую, основную мысль стихотворения.

Чаще всего стансы написаны четырехстопным ямбом. Данное условие стихотворение «По грибы» не выполняет, но во всех правилах встречаются исключения. Многие поэты писали произведения, которые нарекали стансами, но в большинстве случаев они не соответствовали некоторым критериям данного жанра.

Направление всего творчества Бориса Леонидовича Пастернака – это модернизм. 

«Я очень изменился. Когда я перечитываю теперь, стихи, писанные мною в молодости, я испытываю чувство стеснения, как будто они — нечто совершенно мне чуждое и даже карикатурное, как будто я присутствую при каком-то пародировании моих собственных стихов. Теперь я пишу совсем иначе. Так пошло с начала сороковых годов». (Б. Л. Пастернак, 1958 год)

По этому поводу Борис Леонидович также говорил, что ему не нравился собственный стиль вплоть до 40-х годов, что в те времена он забыл о том, что слова имеют смысл, глубину, а не являются только лишь «инструментом» построения стихотворения. 

Здоровая самокритика гениального поэта только лишь подчеркивает его уникальность, самобытность, исключительность. 

Если говорить обобщенно обо всем творчестве Пастернака, то можно заметить, что все его стихотворения «прогуливаются» между символизмом и футуризмом. 

Размер стихотворения «По грибы» – трехстопный ямб. Рифмовка перекрестная с чередованием мужской и женской рифмы. 

Композиция

Стихотворение «По грибы» состоит из 7 строф. Как отмечалось выше, данное произведение является стансом, то есть четверостишия не связанны друг с другом, а имеют отдельную законченную мысль каждое. 

  1. 1 строфа абсолютно конкретна и проста. Поэт описал совершаемое действие, то есть поход за грибами с друзьями, а затем, с помощью односоставных предложений, рассказал об увиденном, о том, что окружает их в походе, пейзаж. 
  2. 2 строфа описывает действие и его последствие: «С широкого шоссе идем во тьму лесную. По щиколку в росе плутаем врассыпную». Герои свернули с прямой, проложенной дороги в «неизведанное», что повлекло за собой разобщенность. 
  3. В 3 строфе героем является солнце, которое пробралось сквозь «дебри темноты» и осветило искомое – грибы.
  4. 4 строфа несет более скрытый, завуалированный смысл. Две первые строки описывают картину во времени, с перемещением внимания. Последующие две строки – это мысли главного героя, который думает о том, что единственным указателем верного пути является тень идущих.
  5. 5 строфа о времени, о его незаметной быстротечности, а также о заре, свет которой не способен дотянутся до них, находящихся в глубине леса, о сомнениях лирического героя.
  6. 6 строфа – конец путешествия. Корзины героев наполнены, но лирический герой не сильно доволен находкой, так как ничего, кроме боровиков, не удалось найти.
  7. 7 строфа тревожна, передает некую скорбь. «Уходим», «за спиной», «недвижный», «сгорел скоропостижно» — все эти слова, словосочетания передают безысходное настроение. Не обращая внимание на контекст всего стихотворения, можно подумать, что речь идет о смерти…

Образы и символы

Лирическим героем пастернаковских произведений является сам автор, настоящий человек с меняющимися взглядами, но всегда со своим мнением, твердой позицией. В данном произведении он (герой) задумчивый, рассудительный, но он — один из группы людей, собравшихся по грибы, он — один из друзей. И это делает атмосферу стихотворения «теплой», дружеской.

Произведение наполнено многообразными образами, но все они метафоричны: лес, шоссе, грибы, солнце, заря. Обратимся к самому началу стихотворения. 

«Плетемся по грибы.
Шоссе. Леса. Канавы…»

В воображении читателя прорисовывается усталое передвижение путников по широкой дороге. Дорога – один из основных образов стихотворения. Но дорога эта шоссированная, то есть с твердым искусственным покрытием, с канавами. Как это можно перевести с языка символов?

Дорога – это универсальный символ жизненного пути человека. Дорога бывает извилистой, узкой или широкой, с кочками, ухабами, с ямами… Но  дорога, представленная в стихотворении – это искусственно созданный «объект». Что это может значить? Дорога создана не для одного человека, она для общности, для людей, стремящихся, направляющихся к единой цели. Эта дорога является результатом труда большого количества людей, которые прокладывали её самоотверженно, для удобства будущих поколений. А канавы, символ препятствий, расположены вдоль дороги, то есть не на пути идущих. Путь лирического героя чист. Далее поэт переключает внимание читателя на другой образ — лес. 

Лес – это символ внешнего мира, то есть зоны вне устоявшегося и привычного, лес – это место без очевидных дорог. Герои произведения рискнули изменить свой путь, или, скорее всего, им пришлось изменить направление, спустившись в темноту, туда, куда даже солнце заглянуть не может. 

Солнце, свет, заря – ряд символов, которые встречаются в произведении как что-то желанное, но недостижимое, то, что не может пробраться к ним сквозь окружающую темноту. Данные образы символизируют пробуждение, победу, мудрость, святость, благородство.  По контексту эти «атрибуты» необходимы героям, но их практически нет, то есть по новому пути герои бредут «на ощупь», причем в одиночку, о чем поэт сообщил читателю во второй строфе: «плутаем врассыпную». 

Следующий образ – это грибы. Грибы – это символ счастья. Стихотворение именуется «По грибы», то есть герои произведения отправились на поиски счастья, но решили идти не протоптанной дорогой, а свернуть на неизведанный путь.

Интересны строки: «гриб прячется за пень, на пень садится птица». Пень – это символ современной эпохи, а птица – символ свободы. Что это может значить? Счастье неуловимо в современном мире, оно близко, но его не разглядеть, а современный мир дает нам свободу, окрыляет нас, позволяя быть самостоятельными в своем выборе. 

«Нам вехой — наша тень»

Тень является символом неосознанного в личности. Это значит, что единственным указателем на избранном пути для лирического героя является его интуиция, на неё он полагается.

Далее поэт пишет, что все-таки удалось «набить кузовки», найти желанные грибы, но это оказались боровики, самые распространенные грибы, то есть счастье – оно простое, оно у всех одинаковое, оно везде, доступно всем. 

«Уходим. За спиной —
Стеною лес недвижный,
Где день в красе земной
Сгорел скоропостижно.»

День – это символ полноты сил, символ активной деятельности, символ жизни. Вся жизнь лирического героя прошла в погоне за счастьем, в его поисках, в поисках того, что было так близко. 

Темы, проблемы, настроение

Темой стихотворения «По грибы» является дорога, жизненный путь.

Стихотворения цикла «Когда разгуляется» можно узнать по темам, по мотивам, которые объединяет философичность, жизненность. Произведения цикла хоть и тревожны, но глубоки, пронзительны, необходимы для понимания жизни, ведь они раскрывают, показывают жизнь с «вечной стороны». Что волнует лирического героя произведения? 

Каждый человек живет так, как умеет, так как увидел или же так, как ему подсказывает сердце. Данное стихотворение затрагивает оба пути. Шоссе – жить как все и вместе со всеми, лес – жить по-своему, но «передвигаться» медленно, плутать в неизведанном. Это и волнует героя, выбор жизненного пути, прокладывание этого пути, поиск счастья на любой из выбранных дорог.

Настроение стихотворения «По грибы» достаточно спокойное. Так как не сразу можно понять, что именно хочет донести автор, почему он пишет об обычном походе за грибами, то произведение, в общем, воспринимается просто, без особых всплесков чувств. Но дойдя до последней строфы, которая отличается скорбным настроением, которое подкреплено «тематическими» словами, читатель вновь возвращается к первому четверостишию. Прочитав стихотворение по новой, более вдумчиво, рассуждая и ища ответ на озадачивший вопрос, читатель воспринимает стихотворение уже более «сложно», настроение его начинает отливать философичными красками. 

Основная идея

Главная мысль стихотворения «По грибы» — это предлагаемый автором ответ на поставленный вопрос, предлагаемое решение проблемы произведения. 

«Набиты кузовки,
Наполнены корзины.
Одни боровики
У доброй половины.

Уходим. За спиной —
Стеною лес недвижный,
Где день в красе земной
Сгорел скоропостижно.»

Две последние строфы – это ответ.

Поэт подвел читателя к истине о том, что в конце жизни, обернувшись назад, проанализировав пройденное, понимаешь, что у всех из нас одна цель – это счастье, все мы хотим быть счастливыми и постоянно, без передышек, ищем его и находим. У всех «наполнены кузовки». И, как оказывается, у всех счастье одно, одинаковое. Оказывается счастье «рассыпано» повсюду, оно общедоступно. Конечно, каждый находит то, что ищет, и «боровики у доброй половины» — это общеизвестные штампы счастья. Таков смысл стихотворения «По грибы».

Конечно, можно исходить из того, что «По грибы» — это про грибы, и никакого эзопова языка в нем нет. Однако усиленный контроль автора со стороны цензуры позволяет сделать вывод о том, что прямо говорить об интересующих его вещах он не мог. А значит, есть большая вероятность того, что в данном произведении заложена именно такая основная идея — скрытая от любопытных глаз проверяющих.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «По грибы» завершают анализ по плану:

  1. Эпитеты: «дорожные столбы», «широкое шоссе», «тьма лесная», «плутаем врассыпную», «отмерено куце», «едва ль дотянуться», «лес недвижный», «краса земная», «сгорел скоропостижно». 
  2. Сравнения: «стеной лес недвижный».
  3. Метафора: «дебри темноты», «день в красе земной», «день сгорел».
  4. Олицетворение: «солнце бросает свет», «гриб прячется за пень», «заре дотянуться».
  5. Разговорная речь: «у доброй половины».
  6. В произведении встречается инверсия, то есть изменение привычного порядка слов в предложении (например, «а солнце под кусты на грузди и волнушки чрез дебри темноты бросает свет с опушки»).
  7. В стихотворении «По грибы» поэт часто использует такое средство выразительности как эллипсис, то есть пропуск какого-либо члена предложения, которое можно восстановить по смыслу, из контекста.(например, «нам вехой — наша тень», «уходим. За спиной — стеною лес недвижный», первая строфа полностью построена на эллипсисе).
  8. Также все произведение пронизано аллитерацией. Частое повторение звуков «р», «с» создает особую атмосферу стихотворения, придаёт ему более жесткий, серьезный характер.

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector